Назад
На главную страницу

Археологические культуры в Предуралье и Поволжье.

Именьковская культура

Е.П. Казаков.

В III - V вв. в Нижнее Прикамье и Среднее Поволжье проникают именьковские племена, культура которых представлена многочисленным населением (городища и селища) и единичными могильниками с обрядом кремации и захоронением кремированных остатков как в глинянных горшках, так и в неглубоких ямках. Керамика кухонная - бугристая с шамотом, ритуальная тонкостенная, лучшего качества. Замки - с прямой запирающей дужкой. Ножи - с тупой закругленной ручкой, пряслица биконические глинянные. Форма ременных пряжек и накладок в хронологии представлены в таблице. /Богачев/

Оседлые в своей массе именьковские этнические группы, занимавшиеся земледелием и скотоводством, оставили многочисленные городища и поселения с мощными культурными слоями. Правда, материал с именьковских памятников, за исключением керамики, небогат. Керамика же представлена довольно стандартными по форме лепными, обычно плоскодонными, неорнаментированными горшками. С 50-х годов был известен один именьковский могильник. В последние годы, в основном работами П.Н. Старостина, изучен еще ряд могильников и отдельных захоронений VI-VII вв. Все они дают довольно выдержанные по обряду погребения с трупосожжением. В неглубокую, чаще всего подпрямоугольную яму ссыпали остатки умершего, сожженного на стороне, и около них ставили один или несколько сосудов. Несомненный интерес представляет материал исследованного в 1984, 1986 гг. у пос. Коминтерн в низовьях р. Ахтай нового именьковско турбаслинского могильника второй половины VI-VIII в. На нем вместе с характерными погребениями с обрядом кремации зафиксированы, как и в известном Кушнаренковском могильнике в Башкирии, захоронения по обряду трупоположения, сопровождающиеся богатыми наборами вещей и в том числе типичными именьковскими горшками, комплексами из черепов и костей ног коня и т.д. Сложна и противоречива этническая интерпретация именьковских материалов. Н.Ф. Калинин, называя именьковские памятники позднегородецкими, относил их к буртасам. Другие исследователи считали, что они оставлены тюрками, предками мордвы, уграми, славянами. В последнее время А.Х. Халиков стал относить именьковское население к балтам. До сих пор во многом остается неясным отношение пришлых болгар с их резко отличной от именьковской материальной культурой к именьковскому населению. Бытовало мнение, подтверждаемое якобы стратиграфическими данными, что основная масса именьковского населения впитала культуру пришельцев и в дальнейшем слилась с ними. Однако следует отметить, что между наиболее поздними именьковскими памятниками VI-VII вв. и наиболее ранними раннеболгарскими могильниками второй половины VIII-IX в. (поселения VIII-IX вв. отсутствуют) существует определенный хронологический разрыв.

Г.И. Матвеева

.

Одной из важнейших проблем, еще не до конца решенных исторической наукой, является проблема происхождения и ранней истории славян. С этой проблемой тесно связана именьковская культура, племена которой обитали в и тыс. н.э. на стыке лесостепной и лесной зон Среднего Поволжья и Приуралья от среднего течения р. Суры на западе до среднего течения р. Белой на востоке, от правобережья р. Камы на севере до устья р. Самары на юге. Именьковские племена сыграли важную роль в развитии экономики и культуры населения Поволжья. Они первыми освоили пашенное земледелие и способствовали его распространению в регионе. С их приходом появилась новая продуктивная порода крупного рогатого скота. Высокого уровня развития у них достигла черная и цветная металлургия и другие производства.
Изучение именьковской культуры началось полстолетия назад и в настоящее время известно свыше 500 памятников, на 100 из которых проводились масштабные или небольшие рекогносцировочные раскопки. В результате этих раскопок получен обширный материал, характеризующий погребальный обряд и материальную культуру именьковских племен.
Именьковская культура резко отличается от синхронных и более ранних культур Поволжья и Приуралья по своему погребальному обряду, но конструкции жилищ, по характеру керамического материала. Лишь в первой период изучения исследователи пытались искать ее истоки в Среднем Поволжье среди финно-угорских культур. Открытие Рождественского могильника с обрядом труп о сожжения вызвало появление разнообразных гипотез о характере имспьковских памятников, их хронологии, происхождении, дальнейшем развитии и отношении к синхронных культурам смежных регионов. Одни исследователи искали истоки именьковской культуры среди тюркских или угорских памятников Сибири, другие сопоставляли ее с джетыасарской и каунчинской культурами Средней Азии. Подобная противоречивость гипотез была обусловлена неразработанноетью источниковедческих вопросов. Особенно острая дискуссия развернулась в 60-х годах вокруг вопроса об этнической принадлежности носителей именьковской культуры. В последующие десятилетия были достигнуты значительные успехи в изучении этой культуры: были проведены широкомасштабные исследования могильников на территории Татарстана, а также поселений в Самарской и Ульяновской областях. Впервые были выявлены и исследованы памятники предименьковского времени (славянского и лбищенского типов). Результаты этих работ позволили вновь возвратиться к проблемам происхождения и этнической атрибуции именьковской культуры. Основные черты погребального обряда и материальной культуры именьковцев сближают их с носителями культур «полей погребений», среди которых и следует искать их истоки. Конечно механизмы сложения именьковской культуры все еще не до конца ясны, но ее генетическая связь с пшеворской, позднезарубинецкой и Черняховской культурами не вызывает сомнения. Археологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно хронологии именьковской культуры; одни датируют ее IV-VII вв., другие ограничивают ее хронологические рамки V-VI вв., третьи считают возможным датировать культуру VI-VIII вв.
Вопросы этнической принадлежности и времени бытования культуры являются основными, без их решения невозможна историческая интерпретация. Трудность исторического толкования именьковской культуры заключается в сложной обстановке и тысячелетия н.э. -времени, когда на территории Восточной Европы была окончательно нарушена первобытная замкнутость родового общества и всюду начали развиваться отношения, характерные для территориальной соседской общины. Сильно усложнили исторический процесс движения готов, гуннов, болгар. С приходом последних в Среднее Поволжье связано прекращение существования именьковской культуры. До сих пор исторические судьбы именьковских племен не до конца ясны.
Все нерешенные проблемы именьковской культуры еще предстоит решить. Но уже и в настоящее время уровень наших знаний позволяет дать полную характеристику погребального обряда, материальной культуры, экономики и общественного строя племен именьковской культуры. Решению этой задачи и посвящено данное пособие. Оно знакомит студентов с культурой Среднего Поволжья и Приуралья, которая не нашла отражения ни в одном учебном пособии, которая еще недостаточно полно освещена в литературе, и в то же время с культурой чрезвычайно важной, так как знакомство с ней коренным образом меняет сложившиеся представления об этнокультурной ситуации в Урало-Поволжском регионе в и тысячелетии н. э.
В связи с тем, что исследование именьковской культуры имеет пока непродолжительную историю, некоторые выводы и положения, содержащиеся в данном пособии, можно считать предварительными, требующими дальнейшей проверки на основе широких археологических изысканий.