Назад

На главную страницу

Археологические культуры в Предуралье и Поволжье.

Локализация культур Урало-Поволжья в VIII-IX вв.
а - ареал именьковской культуры (по П.Н. Старостину), б - переселение болгарского населения, в — территория ранней Волжской Болгарии, г - культуры со штампо-гребенчатой (кушнаренковской) керамикой, д - ареал культур с гребенчато-шнуровой (ломоватовской, поломской) посудой

Булгары

Локализация культур Урало—Поволжья во второй половине IX — первой
а — территория ранней Волжской Болгарии, б — переселение ломоватовско-поломс-ких групп на Среднюю Волгу

В средневековой истории Восточной Европы заметное место по праву занимает Волжская Болгария, активно участвовавшая в торговле, политике и других областях жизни многих восточноевропейских народов. Велика роль этого, первого в Среднем Поволжье государственного образования, в формировании культуры тюркских и финно-угорских народов региона. Наивысшего развития хозяйство и культура волжских болгар достигли в домонгольский и золотоордынский периоды. В это время интенсивно развивались земледелие и скотоводство, замечательных успехов достигла архитектурно-строительная школа болгар, в многолюдных городах процветали ремесла, активно функционировали внешние и внутренние торговые пути.

Однако основы такого бурного развития были заложены в раннеболгарский период. Предлагаемая работа посвящена исследованию этнокультурного состава ранней Волжской Болгарии или вернее, процесса формирования этнокультурной основы волжских болгар VIII-Х вв. До недавнего времени из-за отсутствия материала такое исследование было невозможно. Лишь в последние 25-30 лет благодаря изучению памятников того времени Танкеевского, и Большетарханского, Кайбельского и других могильников, ряда поселений и местонахождений появилась база для разработки темы. Характеристика культуры любой этнической группы трудна сама по себе, поскольку включает в себя анализ громадного числа вещей и явлений.

Анализ культуры населения раннеболгарского объединения намного усложняется многокомпонентностью и очевидной разноэтничностью его, причем различные компоненты имели разные и нередко даление друг от друга истоки. Взаимодействие этих компонентов составляет характерную черту раннеболгарского периода. Собственно только в конце периода, да и то в самой общей, начальной форме сформировались основные этнокультурные черты волжских болгар. Вследствие этого анализ культуры ранних болгар с необходимостью должен включать в себя вопросы ее формирования, выделения составляющих компонентов и изучения их взаимодействия. Само возникновение мусульманской Волжской Болгарии далеко на севере от исламских стран представляет собой примечательное явление.

В многочисленных комплексах раннеболгарских могильников не прослеживаются какие-либо значительные элементы именьковской культуры. Сама социально-экономическая основа жизни пришлых болгарских кочевников была иной, чем у именьковского населения, хозяйство которого базировалось на пашенном земледелии и домашнем скотоводстве, требующих оседлой жизни. Известное затруднение представляет вопрос о хронологических границах раннеболгарского периода. До изучения памятников этого времени само содержание раннеболгарского периода представлялось неопределенным. Исследователи или включали его в домонгольский, или же, выделив, имели о нем представление в основном лишь по отрывочным сведениям письменных источников. В.Ф. Смолин, один из немногих исследователей, определяя этот период, ограничил его VII-IX вв. Он считал, что этот "первый начальный период болгарской культуры" является периодом оформления болгарского государства в пределах Камско-Волжского края". При характеристике периода он опирался на данные письменных источников, языковедческие работы и лишь в небольшой степени на разрозненные археологические материалы. В целом В.Ф. Смолин отмечал, что "материал для первого периода Камско-Волжской Болгарии весьма скуден и мало разработан".

Открытие и изучение могильников с богатыми комплексами вещей VIII-Х вв.. позволило приоткрыть завесу над этим временем, хотя, как отмечалось, поселения VIII-IX вв. фактически до сих пор нам не известны. Полученные материалы показывают, что выделение раннеболгарского периода как времени консолидации пришлых этнических групп и формирования государства стало необходимым, ибо он в отличие от последующего определяемого как домонгольский имеет свою специфику в этнокультурном, хозяйственном, социальном, политическом, религиозном планах. Материальная и духовная культура ранних болгар не только хронологически, но и в принципе отделяется от культуры последующего, домонгольского времени. Своим исходным пунктом этот период имел приход на данную территорию новых этнических групп, а своим содержанием их взаимодействие. Завершение периода следует относить ко времени утверждения государства, возникновения городов в процессе бурного развития производительных сил, принятия мусульманства.

Если нижняя граница периода датируется приходом болгар в Среднее Поволжье где-то в середине второй половине VIII в., то определение верхней границы представляет затруднение. Ясно, что переход раннеболгарского периода в домонгольский не был кратковременным. Требовалось какое-то время, какой-то переходный период, чтобы завершилось оформление государства, чтобы большинство прежде языческого населения приняло мусульманство и т.д. По сообщению Ибн-Фадлана, царь болгарского объединения Алмуш в 922 г. активно утверждает в болгарском обществе мусульманство и собирается строить город. Очевидно, это могло быть в начале переходного этапа к домонгольскому периоду. На этом этапе, охватывающем в основном 2-3-ю четверти X в., судя по материалу могильников и ранних постоянных поселений, в формирующейся общеболгарской культуре сохраняются сильные языческие пережитки. Kok2-3-й четверти Х в. можно отнести наиболее ранние материалы болгарских постоянных поселений. В это время возникают города, очевидно, в начальный период как политические центры племен и племенных группировок, а потом как ремесленные и торговые образования". Географические и политические границы раннеболгарского объединения в силу определенной отрывочности наших сведений по ним не везде имеют четкую фиксацию. В работе Р.Г. Фахрутдинова в качестве наиболее ранних приводятся в основном границы, полученные в результате локализации домонгольских памятников XI первой половины XIII в."
Могильники ранней Волжской Болгарии 1 Тетюшский, 2 II Большетарханский, 3 и Большетарханский, 4 Лебяжский 5 Алексеевский, 6 II Девичьегородский, 7 Балымерский, 8 Танкеевский Кокрятьский, 10 Старомайнский, 11 Уреньский, 12 Кайбельский, 13 Большетиганский, 14 Хрящевский, 15 "Золотая Нива", 16 могильник на 116-м километре, 17 Немчанский, а – памятники и этапа, б - памятники II этапа

Локализация северных памятников собственно раннеболгарского периода, расположенных в пределах Татарии, приведена в совместной работе Т.А. Хлебниковой и Е.П. Казакова". За пределами Татарии насчитывает ся еще ряд памятников болгарского объединения ЧП1-Х вв. Суммируя все данные, территорию ранней Волжской Болгарии в настоящее время с севера можно ограничить правым берегом р. Кама, с запада-бассейном р. Свияга. На востоке основная пограничная территория проходила, видимо, где-то по линии г. Чистополь - с. Билярск, а возможно, доходила до р. Шешма.

Самыми южными памятниками являются Хрящевское, Немчанское и другие погребения в Самарской области. Здесь по левому берегу Волги, начиная от Самарской Луки, лесостепь сменяется степными просторами. Плохо исследована юго-западная граница объединения болгар. Да и в отношении остальных границ, кроме, пожалуй, линии по р. Кама, дальнейшие исследования могут внести определенные изменения. В различные периоды существования раннеболгарского объединения границы, тоже вероятно менялись. Во всяком случае намечаются две хронологически различные группы памятников: первая из них занимает преимущественно юго-западную часть отмеченной территории и датирует ся с середины-конца ЧIII до середины IX в. (рис. 1). Это так называемые памятники первого этапа. Вторая группа памятников локализуется в основном севернее первой. Большинство памятников второй группы или второго этапа датируются второй половиной IX-Х в. В широком плане возникновение Волжской Болгарии можно рассматривать как результат вызываемых преимущественно политическими коллизиями массовых миграций этнических, в первую очередь болгарских групп Восточной Европы. В социально-экономическом развитии, находясь на стадии перехода к классовому обществу, пришельцы на новых местах объединялись в политические союзы, которые сравнительно быстро превращались в государственные организации (Дунайская Болгария, Венгрия). Некоторые из них стали колыбелью современных народов. Раннюю Волжскую Болгарию в определенной мере следует считать частью огромного салтовского мира. Роль ее в этом мире, да и в целом в Восточной Европе, была существенной, связи с другими народами многообразными.

Как уже отмечалось, историю Волжской Болгарии можно разделить на два этапа: 1-й — вторая половина VIII — первая половина IX в.; 2-йвторая половина IX — первая четверть Х в. Х век, исключая первую четверть, определяемый по некоторым работам как переходный этап, можно отнести к домонгольскому периоду, поскольку в это время как по письменным, так и по археологическим источникам у волжских болгар формируется государственный строй, появляются постоянные поселения и города, а также раннемусульманские могильники. В то же время по крайней мере во второй-третьей четверти Х в. еще сохраняется деление населения на этнокультурные, видимо племенные, группы. Об этом свидетельствует материал поздней части языческих могильников. Письменные источники, относящиеся, по мнению Б.Н. Заходера, ко времени Ибн-Фадлана, а скорее всего к 40-м годам Х в., сообщают о пережитках кочевничества у жителей городов Булгар и Сувар, которые ведут ожесточенную борьбу с неверными из тюрок, находящихся "вокруг них". Поэтому данный, охватывающий кардинальные перемены в болгарском обществе этап является своеобразным переходным временем, сохраняющим, особенно во второй четверти Х в., существенные черты раннеболгарского периода. Е. Казаков/

Отличительные признаки от других культур.

Ножи треугольные с острой ручкой. Пряслица - плоские, глиняные, иногда из розового шифера, импортные из Овруча XI-XIII в. Пуговицы - пустотелые из двух половинок, спаяные оловом. Керамика - красная, хорошо обожженая. Колокольчики - бронзовые с камнем внутри. Брактеаты - из белой бронзы, литые с арабским символом веры.