Назад
На главную страницу

В. Ильин

ВМФ и Ульяновское Заволжье

Город Ульяновск в силу своего географического положения находится в достаточном удалении от любого морского побережья, но, тем не менее, его связи с ВФМ страны имеют почти семидесятилетнюю историю.

Еще до 1941 г. и до 1954 г. на территории заволжской слободы Часовня в районе Черного озера и часовенского кладбища размещалась база ВМФ № 948 - склад ГСМ № 2030. Ее командиром был подполковник Е.И. Ожогин. В целях обеспечения флотов и флотилий вооружением и техникой 15 января 1941 г. в г. Ульяновске на Верхней Террасе началось строительство центрального склада ВМФ № 2004, который с 1946 г. и по нынешнее время носит печально известное название "Арсенал 31".

В годы Великой Отечественной войны в Ульяновск были эвакуированы многие центральные учреждения, которые размещались в различных городских зданиях. В начале июля 1941 г. в город стали прибывать организации Наркомата ВМФ. В этом же месяце наиболее ценные экспонаты Ленинградского Центрального военно-морского музея были размещены в бывшей лютеранской кирхе [1, с. 11, 14]. В Засвияжье на ул. Свободы (ныне ул. Азовская), в районе современного расположения ПАТП-1 и ТЭЦ-1 находилась воинская часть ВМФ - склад боеприпасов и 12 насыпных бараков, которые во второй половине 1940-х гг. строили немецкие военнопленные. Склады ВМФ существовали в 1943-1947 гг. Эта небольшая территория Сталинского района, на которой примерно до 1952 г. жили военные моряки, носила названия "Морфлот", или "5-я жилплощадь" или Кузяринский поселок (по имени Кузярина Михаила Ивановича - председателя сельсовета колхоза "Родина Ильича", бывшего мичмана Северного флота).

В послевоенные годы связи ВМФ и Заволжского района г. Ульяновска расширялись. Документальных обоснований выбора нашего города правительственными органами для создания предприятий, ориентированных на выпуск изделий для ВМФ страны в настоящий момент не имеется. Таким мотивом в годы "холодной войны" могло явиться как решение правительства о рассредоточении предприятий оборонной промышленности по территории страны, так и инициативные действия директора УМЗ им. Володарского В.П. Белянского (1950-1960) и его личными контактами с министром вооружения, а затем оборонной промышленности СССР Д.Ф. Устиновым и директором Загорского электромеханического завода В.С. Семенихиным.

На Верхней Террасе, таким образом, возникли два новых предприятия, ныне существующие как АООТ "Комета" (ул. Брестская, № 78) и ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» (ул. Солнечная), с момента основания не раз менявший свое официальное название. В декабре 1960 г. на отведенной территории (25 га) рядом с лесным массивом недалеко от берега Куйбышевского водохранилища началось строительство первых двух зданий завода вычислительных машин и приборов (ВМиП), подведомственного министерству радиоэлектронной промышленности и предназначенного для серийного изготовления ЦВК, ЦВМ и приборов ЭВТ, устанавливаемых на подводных лодках (ПЛ) и надводных кораблях (НК) ВМФ СССР. В 1968 году завод ВМиП переименован в завод «Комета» с подчинением его Министерству судостроительной промышленности СССР с сохранением производственного профиля.

В 1962 г. напротив завода была отведена территория (15,4 га) для строительства зданий филиала московского морского научно-исследовательского института (МНИИ-1), основной задачей которого стала разработка информационно-управляющих систем для НК ВМФ и изготовление приборов и устройств этих систем. Земельные участки для обоих предприятий были отведены в северо-восточной части Верхней Террасы, свободной от жилой застройки. Частные жилые дома по соседству с новыми предприятиями были построены вновь или перенесены из зоны затопления на Нижней Террасе (слободы Нижняя Часовня, Канава и Королевка) в 1953-1956 гг. при создании Куйбышевского водохранилища. Может быть, поэтому крайняя к лесному массиву улица, на которую выходили как частные дома, так и территории новых предприятий первоначально носила название улицы Портовая. Решением Ульяновского горисполкома № 202/5 от 02.02.1960 г. [2] в целях упразднения одноименных наименований улиц улица Портовая в Заволжье была переименована в улицу Оренбургскую без указания (как и в большинстве подобных случаев) мотивов такого выбора.

Данная статья содержит краткие сведения о становлении и деятельности одного из этих предприятий – ныне ФНПЦ ОАО «НПО «Марс», история которого началась с УМЗ им. Володарского.

В 1955-1962 гг. в цехе 31 завода им. Володарского изготавливались ПУАЗО, а затем в 1961-1970 гг. шло изготовление специализированных ЦВМ для МО СССР. С января 1961 г. цех стал осваивать ЦВМ "Курс-1" для войск ПВО страны. Приказом председателя Госкомитета по оборонным отраслям промышленности СМ СССР №079 от 13.03.1961 г. на площадях цеха 31 УМЗ им. Володарского был создан Ульяновский филиал московского МНИИ-1 – предприятие п/я А-3517. Филиал разместился на заводе временно, до строительства в 1964 г. первого производственного здания на Верхней Террасе – ныне корпус 2. Он был создан с целью оказания технической помощи заводу им. Володарского в освоении и серийном изготовлении изделия заказа № 617 - "Курс-1" (в серии оно получило шифр "5Э89"), разработанного в МНИИ-1 (с 1966 г. ЦМНИИ, а с 1971 г. ЦНИИ "Агат", а затем НПО «Агат»), г. Москва. На выбор Ульяновска при создания филиала в какой-то степени повлиял факт работы на руководящей должности в МНИИ-1 брата В.П. Белянского – П.П. Белянского.

01.07.1966 г. Ульяновский филиал МНИИ-1 получил новое название УФЦМНИИ – приказ по предприятию № 85 от 30.06.1966 г.

01.02.1971 г. УФЦМНИИ был преобразован в самостоятельное предприятие НИИ "Марс" – приказ по предприятию № 6/с от 01.02.1971 г.

03.03.1978 г. НИИ "Марс" стал именоваться НПО "Марс", в состав которого кроме института, ставшего головным предприятием, вошел завод "Электроаппарат" (г. Саратов).

Постановлением правительства Российской Федерации от 11.12.1993 г. № 1285 НПО «Марс» отнесено к государственным предприятиям Российской Федерации. Устав ГП НПО "Марс" был утвержден Госкомитетом по оборонным отраслям промышленности РФ 17.10.1994 г.

На основании Устава государственного унитарного предприятия НПО "Марс", утвержденного приказом министерства экономики России от 31.07.1998 г. № 299, ГП НПО "Марс" с 01.10.1998 г. было переименовано в Государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение "Марс".

С 07.02.2001 г. входит в состав Межрегиональной ассоциации разработчиков и производителей корабельных информационных и управляющих систем «Моринформсистема». С 2003 г. предприятие является Федеральным научно-техническим центром. В 2006 г. в связи с изменением формы собственности, было приватизировано и получает статус Открытого акционерного общества в составе Концерна и название ФНПЦ ОАО «НПО «Марс». С весны 2008 г. предприятие в составе холдинговой структуры «Моринформсистема – Агат» относится к Министерству промышленности и торговли РФ.

Первым директором филиала был назначен заместитель начальника цеха № 35 УМЗ им. Володарского Д.И. Павлов (1961-1965 гг.) - приказ председателя Госкомитета по оборонным отраслям промышленности СМ СССР № 164 от 27.05.1961 г., а главным инженером – сотрудник МНИИ-1 В.Я. Маркин (1961-1965 гг.) [8]. Около 100 человек разных специальностей с завода им. Володарского и МНИИ-1 перешли на работу в УФМНИИ. В числе самых первых сотрудников нового ульяновского НИИ, которому в дальнейшем предстояло стать, вместе с заводом «Комета», основным предприятием на Верхней Террасе, были следующие специалисты:

- А.М. Камбалов – первый ведущий инженер конструкторского сектора (приказ директора № 2 от 30.06.1961 г.), первый начальник лаборатории ЭВМ, затем заместитель главного инженера, начальник отделения, заместитель директора по производству;

- В.И. Аммосов – первый старший инженер (приказ директора № 3 от 06.07.1961 г.), первый кандидат технических наук предприятия, начальник отдела;

- Б.А. Ящук – старший инженер (приказ директора № 3 от 06.07.1961 г.), начальник отдела;

- З.И. Денисова – первый секретарь директора (приказ директора № 4 от 10.07.1961 г.), старший инженер отдела кадров;

- П.Ф. Чечеватов – первый главный бухгалтер (приказ директора № 6 от 14.07.1961 г.);

- А.Я. Новоселов – старший инженер (приказ директора № 7 от 20.07.1961 г.), начальник сектора;

- И.В. Володин – первый инженер (приказ директора № 10 от 01.08.1961 г.), главный метролог предприятия;

- В.Л. Минаева – первый бухгалтер (приказ директора № 12 от 04.08.1961 г.), начальник планово-экономического бюро отделения.

С УМЗ им. Володарского пришли инженеры В.В. Алексейчик, В.И. Аммосов, В.Д. Герасимов, В.Л. Гришневский, В.П. Дерягин, Ю.С. Земчихин, И.Я. Иванов, Л.М. Лесняк, В.В. Ломов, С.И. Мизюрин, А.Я. Новоселов, О.И. Перепелкин, В.С. Попкова, И.И. Солонович, Б.Г. Сувалов, Р.К. Сувалова, Ю.П. Терентьев, М.М. Ходанич, О.В. Хрусталев, Г.П. Хрусталева, Э.В. Щенов, А.Е. Якунин, Б.А. Ящук. С радиолампового завода поступил Ю.П. Егоров. С МНИИ пришли В.А. Бесфамильный и С.К. Зайцев, который в период становления курировал работу математиков филиала.

В последующие годы число работников предприятия увеличивалась в основном за счет молодых специалистов, прибывавших группами из разных городов страны, и местных специалистов. В числе первых поступили молодые инженеры, закончившие Таганрогский радиотехнический институт: В.И. Кидалов, Н.Г. Кидалова, А.С. Сенчук, Э.П. Шумихина (Сенчук), В.Г. Тодуров, В.Г. Часовников, Л.К. Омельченко (Фадеева) и Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ленина: Л.С. Казарина, В.В. Коломыц, Т.Г. Шубинская (Терентьева), В.А. Цветков.

В 1966-1968 гг. прибыли молодые специалисты, закончившие Новочеркасский политехнический институт: Ю.А. Антонов, В.И. Байгозин, В.Д. Гузеева, Б.М. Лабовский, Л.С. Лабовская, В.Н. Ильин, В.С. Стрельцов, П.Д. Стехин, Ю.И. Боярин, М.Н. Кирдеев, Е.А. Кукушкин, Г.В. Бутенко, В.В. Крюков, В.А. Дашков, А.Г. Мирошниченко. В 1966-1968 гг. после окончания Московского лесотехнического института (факультет электронно-счетной техники) в Ульяновск приехали Н.Т. Ахтиманов, Л.А. Ахтиманова, В.Д. Бадаев, Н.Л. Козлов, А.В. Коцаренко, А.В. Коцаренко, А.А. Купленский, В.Н. Купленская, С.Д. Сафронов. В 1967 г. прибыли выпускники Московского института инженеров железнодорожного транспорта Е.А. Ескин, Н.Т. Клещев, Ф.П. Козлова, А.С. Мельниченко, П.А. Тулов, В.М. Шлюшенков, Е.К. Цыбулевский. Почти все они в дальнейшем стали главными конструкторами заказов и руководителями подразделений. Из Днепропетровска в 1966-1967 гг. приехали выпускники университета Л.М. Андросова, Ю.Н. Гарнатко, Л.З. Степаненко. После окончания МВТУ им. Баумана в 1965 г. прибыл Н.Ф. Селезнев. Из Ленинграда после окончания электротехнического института им. В.И. Ленина в 1966 г. приехали Ю.М. Орлов, А.М. Смирнов. В 1968 г. прибыли выпускники Томского политехнического института Л.П. Баюра, В.И. Плющев, П.М. Поляк, Н.И. Степанова (Плющева), А.Н. Швыдков. В 1968 г. на работу были приняты выпускники Азербайджанского политехнического института (г. Баку) Д.М. Ангорин, А.И. Зорин, Л.З. Шварц, Л.М. Шварц.

В 1968 и 1970 гг. г. поступило новое пополнение из Таганрогского радиотехнического института: Е.В. Апальков, Н.И. Белик, Н.Н. Борисов, В.А. Жажа, Н.И. Роговой, В.М. Семенов, В.Д. Степанов, О.К. Шапошникова, Н.Н. Шарпило, В.П. Яковенко, А.Б. Болдырев, В.И. Бучнев, П.И. Смикун, А.Я. Шевченко.

Почти за 50 лет деятельности института только дважды произошла смена его руководства. В 1965 г. директором стал Г.Ф. Ивлиев (1965-1973 гг.), главным инженером – Ю.М. Ковальский (1965-1976 гг.). С 1973 г. по 15.02.2010 г. директором был В.И. Кидалов. С 1976 г. по 2002 г. на посту главного инженера находился В.Г. Тодуров. В 1964 г. был введен в эксплуатацию первый производственный корпус на выделенной территории, в котором разместилось около 200 специалистов. К 1990 г. численность сотрудников предприятия достигла своего пика и составила почти 6500 человек. Разработка и сопровождение информационно-управляющих систем (ИУС) велась в двух производственно-административных структурах предприятия: направление 1 и направление 2.

Производственная деятельность УФМНИИ началась с сопровождения технических разработок МНИИ-1 – ЦВМ «Курс-1» ("5Э89") в 1962-1971 гг. и ЦВМ "Море" ("МВУ-200") – приборы 6- I, 6- II в 1964-1968 гг. ЦВМ «Курс-1» (ГК - Я.А. Хетагуров.) входила в систему ПВО «Межа», и сотрудники института принимали участие в проведении ее испытаний на полигоне Капустин Яр. ЦВМ "Море" (ГК - Ю.И. Абрамов.) входила в состав системы управления боевыми действиями соединения ПУГ "Море-У" и совместно с БИУС "Корень" (ГК - В.З. Абрамов), также разработанной в МНИИ-1, с 1962 г. устанавливалась на больших противолодочных кораблях (БПК) (проект 61), на авианесущих противолодочных крейсерах с групповым вертолетным вооружением (проект 1123). Кроме того, инженеры филиала в 1964-1967 гг. оказывали техническую помощь заводу "Комета" в регулировке, испытаниях и сопровождении серийного производства приборов изделия "Туча", разработанного в МНИИ-1 для АПЛ проекта 667А. Все разработки МНИИ относились к изделиям ЭВТ второго поколения.

Первым самостоятельным изделием предприятия (направление 1) стала разработка и изготовление БИУС с шифром "Аллея-1" на базе ЦВМ "Азов" – "Аллея-А" и "Аллея-Б", которые представляли собой полную модернизацию системы "Море-У" и положили начало целому ряду разработок систем, предназначенных для оснащения БПК ВМФ. Проектирование, разработка приборов и программного обеспечения, регулировочно-отладочные работы и испытания этих систем проводились 1967-1974 гг. БИУС "Аллея-Б" совместно с модифицированной БИУС "Корень" устанавливались на БПК проекта 1134Б. В 1975 г. коллективу проектантов, разработчиков, изготовителей этого корабля, в который входил В.Г. Тодуров как ГК БИУС, была присвоена Государственная премия СССР. Он стал первым лауреатом этой премии в НИИ "Марс". На основе БИУС "Аллея-Б" была разработана документация на систему "Аллея-А" применительно к составу вооружения и решаемых задач БПК проекта 1134А.

В связи со строительством трех тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) проекта 1143 на предприятии были созданы новые БИУС, заменившие БИУС "Корень": "Аллея-2", "Аллея-2К" (ГК - В.Д. Бадаев). За разработку этих кораблей коллективу авторов в 1977 г. была присвоена Ленинская премия. ГК БИУС "Аллея-2" В.И. Кидалов стал первым лауреатом этой премии в НПО "Марс".

В 1974-1980 гг. был построен и сдан ВМФ головной атомный крейсер с УРО проекта 1144 "Киров", командный комплекс управления которого был сформирован на базе БИУС "Аллея-2М" (ГК БИУС – И.И. Солонович, который в 1885 г. стал лауреатом Государственной премии СССР).

В 1978-1980 гг. был построен и вступил в строй первый из новой серии БПК проекта 1155, на котором была установлена первая система третьего поколения БИУС "Лесоруб-5" с использованием новой базовой ЦВМ "Атака".

В 1982 г. был сдан ВМФ наш первый ракетный крейсер проекта 1164, предназначенный для борьбы с корабельными ударными группами противника и в связи с этим получившим в зарубежной прессе название "убийца авианосцев". На корабле была установлена БИУС "Лесоруб-1164", разработанная как дальнейшее развитие БИУС "Лесоруб-5". Первоначально ГК БИУС был В.Л. Гришневский, затем его сменил А.С. Сенчук, который в 1985 г. в составе коллектива авторов был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

В 1980-1991 гг. было продолжено строительство атомных тяжелых ракетных крейсеров (ТРКР) проекта 1144. В связи с изменением состава вооружения и технических средств взамен БИУС "Аллея-2М" была установлена БИУС "Лесоруб-44" с улучшенными тактико-техническими характеристиками по сравнению с БИУС "Лесоруб-5" и "Лесоруб-1164".

В 1987 г. было завершено строительство нового авианесущего корабля проекта 1143.4 с угловой палубой. В 1983-1990 гг. был построен и передан ВМФ авианесущий корабль проекта 1143.5 с трамплином для взлета самолетов. На этих кораблях была впервые установлена БИУС, состоящая из трех комплексов: "Лесоруб", "Тур" и "Тройник". Система "Лесоруб" (зам. ГК – В.А. Жажа) обеспечивала автоматизацию процессов боевого применения вооружения корабля и сил разнородного соединения. Система "Тур" (зам. ГК – Б.М. Лабовский, затем В.Н. Писарев) обеспечивала автоматизацию процессов боевого применения корабельной и береговой авиации. Система "Тройник" (зам. ГК – В.В. Кучук) обеспечивала создание тактической сети обмена данных между силами разнородного соединения.

В 1985-1991 гг. был построен первый в предполагаемой серии многоцелевых сторожевых кораблей проекта 11540. На корабле были установлены БИУС "Трон" и комплекс "Дипломант" – первые образцы четвертого поколения систем, разработанных в НПО "Марс". БИУС "Трон" обеспечивал автоматизацию боевого управления кораблем и его вооружением. Комплекс "Дипломант" предназначался для автоматизации боевого управления силами разнородного соединения и создания сети обмена данными между кораблями соединения. Руководитель разработки обеих систем – В.В. Кучук. В 1994 г. был сдан ВМФ РФ корабль проекта 1155.1 с модернизированной БИУС "Лесоруб-1155" и комплексом "Тройник". Это были последние практически реализованные разработки БИУС для ВМФ страны.

В разработкам новых современных систем, дошедших до стадии рабочего проектирования, но не получивших дальнейшего развития в связи с перестройкой общества, свертыванием кораблестроительной программы ВМФ и последующим развалом СССР относятся БИУС "Лесосека" (ГК – А.Е. Якунин), БИУС "Омметр" + КСА "Изумление" (ГК – А.Е. Якунин, затем А.С. Сенчук).

Наряду с разработкой БИУС в 1970-х гг. была разработана ИУС "Икар" (ГК – Н.Ф. Селезнев), предназначенная для оснащения экспедиционных океанографических судов.

В общей сложности системами института было оснащено 34 БПК, 2 вертолетоносца, 6 ТАКР, 7 ракетных крейсеров, 1 сторожевой корабль и 1 научно-исследовательский корабль. Сведения по этим разработкам, главным конструкторам ИУС и кораблям ВМФ СССР, оснащенным этими системами [3], [4], [7], [8], [9], сведены в прилагаемую таблицу.

Разработка

Главный конструктор

Годы разработки ИУС

Проект

Имя НК (переименования)

система "Море-У"

Егоров Е.Д.

1958-1963

61

Комсомолец Украины, Сообразительный

система "Море-У" +

Егоров Е.Д.

1967

1123

Москва

БИУС "Корень-1123"

Абрамов В.З.

1964-1965

 

Ленинград

БИУС "Аллея-Б" +

Тодуров В.Г.

1967-1974

1134Б

Николаев, Очаков, Керчь, Азов, Петропавловск, Ташкент, Таллинн (Владивосток)

БИУС "Корень-1123М"

Абрамов В.З.

1964-1969

БИУС "Аллея-А" +

Тодуров В.Г.

1967-1974

1134А

Кронштадт, Адмирал Исаков, Адмирал Нахимов, Адмирал Макаров, маршал Ворошилов (Хабаровск), Адмирал Октябрьский, Адмирал Исаченков, Маршал Тимошенко, Василий Чапаев, Адмирал Юмашев

БИУС "Корень-1123М"

Абрамов В.З.

1964-1969

БИУС "Аллея-2"

Кидалов В.И.

1969-1976

1143

Киев, Минск

БИУС "Аллея-2К"

Бадаев В.Д.

1974-1983

1143.2

Новороссийск (Харьков)

БИУС "Аллея-2М"

Солонович И.И.

1975-1980

1144

Киров (Адмирал Ушаков)

БИУС "Лесоруб-5" (МВУ-210)

Сенчук А.С.

1975-1982

1155

Удалой, Вице-адмирал Кулаков, Маршал Василевский, Адмирал Захаров, Адмирал Спиридонов, Адмирал Трибуц, Маршал Шапошников, Маршал Жуков (Маршал Буденный, Симферополь), Адмирал Левченко (Хабаровск), Адмирал Виноградов, Адмирал Харламов, Адмирал Пантелеев, Адмирал Басистый, Адмирал Кучеров

БИУС "Лесоруб-1164"

Гришневский В.Л., Сенчук А.С.

1982

1164

Слава (Москва), Адмирал Лобов (Маршал Устинов), Червона Украина

БИУС "Лесоруб-44" (МВУ-210-44)

Бадаев В. Д.

1980-2000

1144

Фрунзе (Адмирал Лазарев), Калинин (Адмирал Нахимов), Юрий Андропов (Петр Великий)

БИУС "Лесоруб-1143.4": "Лесоруб" + "Тур" + "Тройник".

Бадаев В. Д.

(Жажа В.А. + Лабовский Б.М., Писарев В.Н. + Кучук В.В.)

1977-1987

1143.4

Баку (Адмирал флота Советского Союза Горшков)

БИУС "Лесоруб-1143.5": "Лесоруб" + "Тур" + "Тройник".

Бадаев В. Д.

(Жажа В.А. + Лабовский Б.М., Писарев В.Н. + Кучук В.В.)

1983-1990

1143.5

Рига (Леонид Брежнев, Тбилиси, Адмирал флота Советского Союза Кузнецов)

БИУС "Лесосека"

Якунин А.Е.

1983-1985

1153

Не реализовано

БИУС "Омметр" + КСА "Изумление"

Якунин А.Е.,

Сенчук А.С.

1983-1985

1994-1995

1143.7

Ульяновск

БИУС "Трон" + КСА "Дипломант"

Кучук В.В.

1985-1993

11540

"Неустрашимый"

БИУС "Лесоруб-55.1" + комплекс "Тройник"

Сенчук А.С.

1997-1999

1155.1

Адмирал Чабаненко,

ИУС "Икар"

Селезнев Н.Ф.

1977-1982

1846

Академик Крылов

АСУ ПМД «Диез-Э»

Яковенко В.П.

1993-2005

экспорт

тральщики

Комплекс «Сигма- 956ЭМ»

Жажа В.А.

1993-2006

экспорт

средние и малые НК

Второй основной темой собственных разработок направления 1 НИИ "Марс" были тактические тренажеры для подготовки и обучения командиров и специалистов боевых частей НК, оснащенных вышеуказанными БИУС, а также экипажей ПЛ и летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающих совместные тренировки с экипажами НК. В 1975-1991 гг. были разработаны и переданы в эксплуатацию Северного и Черноморского флотов: 1) тренажер "Запевала" ("МТР-4204", ГК – Ю.И. Боярин) – оперативно-тактический тренажер для отработки задач личным составом ФКП-ГКП надводных кораблей проекта 1143 с использованием реальных командирских пультов управления (1975-1986); 2) тренажер "Диалома-1" ("МТР-4211") – первый отечественный тактический тренажер для отработки совместных боевых действий экипажей НК, ПЛ и ЛА (1975-1986) и его модификация тренажер "Диалома-1-02" (1988-1991); 3) тренажер "Кница" ("МТР-4210") – оперативно-тактический тренажер для отработки задач личным составом ФКП-ГКП надводных кораблей проекта 1144 с использованием реальных командирских пультов управления (1982-1991); 4) тренажер "Афалина" – оперативно-тактический комплекс, объединивший в единое целое два тренажера "Диалома-1-02" и тренажер «Кница» с общим постом руководства обучением (1983-1991). Главным конструктором всех изделий тренажерной тематики (кроме "МТР-4204") был П.А. Тулов. Решение общесистемных задач, постановка алгоритмов моделирующего комплекса и программирование задач имитации среды, движения объектов, технических и боевых средств велось группой инженеров и математиков: Р.С. Абуяров, С.В. Агафонова, Г.Ч. Адуцкевич, С.В. Антонова, Ч.О. Бахышев, Г.П. Борькина, А.И. Бутенко, А.Б. Веретенникова, В.П. Гундоров, И.А. Гундорова (ЗГК), Б.Г. Деев, В.Н. Ильин (ЗГК), В.И. Курушина, В.И. Ковалев, Г.А. Лебедева, В.В. Машков, В.С. Миронов, В.С. Переходкин, С.В. Селиванова, Г.П. Тулова, В.М. Семенов (ЗГК), Л.И. Спирина, Г.И. Ступников (ЗГК), Н.Г. Шохова. Разработки тренажерной тематики прекратились после 1990 г.

Третьим основным тематическим направлением разработок НИИ "Марс" были разработки АСУ для центров управления ВМФ, которые велись в направлении 2. В марте 1967 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.1967 № 211-81 «Об изделиях «Центр» и «Вулкан» были открыты ОКР «Центр» по созданию АСУ ВС для управления морскими силами сдерживания с подсистемой ВМФ в ее составе (Главный штаб ВМФ) и ОКР «Вулкан» по разработке АСУ, ориентированная на повседневную деятельность штаба флота в интересах сил общего назначения.

Работы по этим ОКР в части ВМФ были поручены УФЦМНИИ в кооперации с НИИ ВМФ, Военно-морской академией им. А.А. Гречко и некоторыми гражданскими НИИ. Главными конструкторами ОКР были назначены Г.Ф. Ивлиев (ОКР «Центр») и Ю.М. Ковальский (ОКР «Вулкан»). Эскизный проект АСУ флота был защищен в 1968 году, а эскизный проект подсистемы ВМФ АСУ ВС - в 1969 году. С 1970 г. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.03.1970 № 230-82 «О командной системе управления ВС» началась разработка первой очереди АСУ ВС – командной подсистемы ВМФ для централизованного (с объектов высших звеньев управления ВС) и децентрализованного (с объектов Главнокомандующего ВМФ и командующих флотов) [9]. В институте было организовано специализированное подразделение по АСУ ВМФ, создан аппарат ГК во главе с руководителем подразделения В.В. Алексейчиком. В состав аппарата ГК вошли молодые перспективные специалисты, из которых основной вклад в создание подсистемы внесли Ю.П. Егоров, В.В. Ломов, А.А. Купленский, В.Г. Типикин, В.И. Бучнев, А.А. Кожемяко. При разработке подсистемы был предложен ряд оригинальных решений, продиктованных как своеобразием ВМФ, так и принятым в НИИ «Марс» подходом к автоматизации ВМФ. Большинство из этих решений находились на мировом уровне. Например, в 1976 г. в процессе отработки взаимодействия стендов НИИ «Марс» (г. Ульяновск) и НИИ АА (г. Москва) впервые в СССР был продемонстрирован обмен электронными документами большого объема («электронная почта») - примерно в то же время, что и в США, но на отечественной аппаратно-программной базе. По существу, в 1976 г. был продемонстрирован первый отечественный Интернет.

Работы по созданию АСУ ВМФ находились под контролем Министра судостроительной промышленности М.В. Егорова и Главнокомандующего ВМФ С.Г. Горшкова, которые лично посещали НПО «Марс» и решали все необходимые вопросы. За создание объектов командной подсистемы 65с250 для АСУ ВМФ в 1981 г. группа работников НПО «Марс»: В. П. Дерягин - зам. ГК по оснащению объектов системы, А. Г. Некрасов - зам. директора по строительству, В. И. Ревенко - начальник ПТК-5, подразделения, головного за оснащение объектов системы средствами автоматизации стала лауреатами премии Совета министров СССР за достижения в области строительства.

По результатам создания подсистемы ФГУП «НПО «Марс» в 1981 г. был награжден орденом Красного знамени, авторскому коллективу разработки присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники (В. И. Кидалову, Ю. П. Егорову, В. В. Ломову, В. Г. Типикину), а Главному конструктору В. В. Алексейчику - Ленинская премия (в составе авторского коллектива командной системы ВС РФ).

В 2003 году поставлено на вооружение АСУ ВМФ «Море» (изделие 83т60), изготовленная на базе современных информационных технологий. В 2005 г. за создание этой системы звание лауреатов премии Правительства РФ в области науки и техники было присвоено В. И. Кидалову (Генеральный конструктор АСУ ВМФ), В. Г. Типикину и Е. С. Кукину.

С 1998 г. на предприятии были созданы новые направления: производство печатных плат с использованием немецкого технологического оборудования; производство электронных модулей, производство защищенных персональных компьютеров, сборочно-монтажное производство ПЭВМ фирмы Siemens Nixdorf (Германия), окрасочное производство порошковыми полимерными покрытиями [4], [5]. В 2000-2003 гг. были разработаны и внедрены автоматизированные системы учета, контроля и управления энергопотреблением, предназначенные для непрерывного отслеживания расхода различных видов энергии на промышленных предприятиях. В настоящее время деятельность НПО "Марс" заключается в разработке, производстве и сопровождении интегрированных автоматизированных систем управления различного класса.

В 2006 году прошли испытания и сертификацию жидкокристаллические мониторы ВМЖ-12, ВМЖ-21, освоено серийное производство универсальных вычислительных средств. НПО "Марс" входит в число предприятий - участников военно-технического сотрудничества и успешно поставляет свою продукцию на экспорт. В настоящее время ведется разработка и изготовление автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Лесоруб-Э» для авианосца проекта 11430. Разработана и в 2003 г. прошла государственные испытания предназначенная на экспорт АСУ противоминными действиями (АСУ ПМД) «Диез-Э» для морских тральщиков различных проектов (1993-2005). В 2006 году сданы в эксплуатацию два корабля для иностранного заказчика с комплексом «Сигма- 956ЭМ», обеспечивающим использование сил и средств своего НК и кораблей тактической группы (ТГ) на основе интеграции всех радиоэлектронных средств в единую информационно-управляющую систему.

По тематике предприятия защитили кандидатские диссертации 41 человек, докторские – 26. Научная тематика на протяжении всей деятельности НПО «Марс» не изменялась. На 2010 г. на предприятии трудятся 7 докторов, 21 кандидатов наук, 50 аспирантов и соискателей.

Все вышеперечисленное свидетельствует о важности деятельности НПО "Марс" для нашей страны. За разработку и внедрение АСУ и БИУС большие группы специалистов награждались орденами и медалями СССР.

В рамках города Ульяновска существование института обеспечивало работой почти 6500 человек, проживавших в разных городских районах. В 1976 г. на предприятии было открыто вечернее отделение Ульяновского политехнического института, в котором до 1994 г. было подготовлено свыше 570 сотрудников предприятия. Заведующим кафедрой "ЭВМ-Марс" все годы был генеральный директор В.И. Кидалов. Присутствие многочисленного предприятия положительно сказывалось даже на внешнем виде микрорайона. Под постоянным контролем и уходом подразделений института находились бульвары, скверы и клумбы Верхней Террасы. В последующие годы многие бывшие сотрудники предприятия были востребованы в различных организациях города как на производстве (ЗАО "Авиастар-СП", ОАО "Утес", ОАО "УКБП"), так и в административно-управленческих (Г.И. Ступников – председатель Ульяновского горсовета депутатов трудящихся (1990 г.), Полномочный представитель Президента РФ по Ульяновской области (1991-1994 гг.); В.В. Алексейчик – с 2003 г. депутат областного Законодательного собрания).

Источники:

[1] – Ю.Д. Ефимов, В.И. Лосева. "Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны ", Ульяновск, 1995 г.

[2] – ГАУО, Ф. Р. 634, оп. 2, д. 429, л. 99-101

[ 3 ] – А.С. Павлов. "Военно-морской флот России и СНГ 1992 г." Справочник, вып. 2, Якутск, 1992 г.

[4] – Создание и развитие корабельных БИУС. Ульяновск. ФГУП "НПО" Марс". 2003 г.

[ 5 ] – Базовые технологии и производства. Федеральное государственное унитарное предприятие "НПО "Марс". Ульяновск. 2004 г.

[6] – Шант К. Современные военные корабли. М. «Омега», 2008 г.

[7] – Кидалов В., Тодуров В., Стецко А., Писарев В. История создания и перспективы развития корабельных БИУС // Морской сборник. – 2003. - № 7. – с. 61-70.

[8] – Радиолокационное вооружение Военно-Морского Флота России. М. ООО Изд. «Научтехлитиздат», 2004 г. - с. 172-182, 268-288.

[ 9 ] – Страницы истории. Марс-45. Ульяновск. ФНПЦ ОАО "НПО" Марс". 2006 г.

 

Перечень сокращений:

АООТ – акционерное общество открытого типа

АПЛ – атомная подводная лодка

АСБУ – автоматизированная система боевого управления

АСУ – автоматизированная система управления

БИУС – боевая информационно-управляющая система

БПК – большой противолодочный корабль

ВМиП – вычислительные машины и приборы

ВМФ – военно-морской флот

ВС – вооруженные силы

ГК – главный конструктор

ГКП – главный командный пост

ЗАО – закрытое акционерное общество

ИУС – информационная управляющая система

КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза

КСА – комплекс средств автоматизации

ЛА – летательный аппарат

МНИИ – морской научно-исследовательский институт

МО – министерство обороны

НИИ - научно-исследовательский институт

НИИ АА – научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры

ОКР – опытно-конструкторская работа

НК – надводный корабль, народный комиссариат (наркомат)

НПО – научно-производственное объединение

ОАО – открытое акционерное общество

ПАТП – пассажирское автотранспортное предприятие

ПВО – противовоздушная оборона

ПЛ – подводная лодка

ПМД – противоминные действия

ПТК – производственно-технический комплекс

ПУАЗО – приборы управления артиллерийским зенитным огнем

ПУГ – поисково-ударная группа

РФ – Российская Федерация

СМ – Совет Министров

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ТАКР – тяжелый авианесущий крейсер

ТГ – тактическая группа

ТРКР - тяжелый ракетный крейсер

ТЭЦ – теплоэлектроцентраль

УМЗ – Ульяновский машиностроительный завод

УРО – ударное ракетное оружие

ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие

УФ(Ц) МНИИ - Ульяновский филиал (Центрального) морского научно-исследова-тельского института

ФКП – флагманский командный пост

ФНПЦ – федеральный научно-производственный центр

ЦВК – цифровой вычислительный комплекс

ЦВМ – цифровая вычислительная машина

ЦК – Центральный Комитет

ЦМНИИ – Центральный морской научно-исследовательский институт

ЦНИИ – центральный научно-исследовательский институт

ЭВМ - электронно-вычислительная машина

ЭВТ – электронно-вычислительная техника

Статья опубликована в сборнике VI Сытинские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции «Человек и История: вариации на тему», посвященнойпамяти ученого и краеведа Сергея Львовича Сытина. Ульяновск, 21-22 октября 2010 года». – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2012, с. 331-345