Назад
На главную страницу

В.Ильин

История ульяновской «Кометы»

В г. Ульяновске по ул. Брестская, №78 в настоящее время существует, а вернее, влачит жалкое существование предприятие ОАО «Комета», бывшее ПО «Комета», бывший завод «Комета», бывший завод ВМиП, ныне входящее в ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат». Этот завод имел типичную историю предприятий оборонного комплекса, существовавших в СССР. По количеству работников (около 8 тыс. человек к 1990 г .) он являлся одним из градообразующих предприятий Заволжского района г. Ульяновска. По количеству и качеству изготавливаемых ЦВМ и приборов электронно-вычислительной техники, поставляемых на подводные лодки и надводные корабли ВМФ страны, этот серийный завод был в числе важнейших в своей отрасли. Почти все атомные ПЛ, введённые в строй до 1990 г ., были оснащены аппаратурой ПО «Комета». Легенда предприятия гласила, что продукцией завода являются электронные приборы и устройства для гражданского судостроения, автоматизированные рабочие места рабочих и специалистов и, конечно, товары народного потребления. Современное состояние завода является следствием общего кризиса в стране и развала экономики в 1990-е годы и соответствовало состоянию судостроительной промышленности и ВМФ в целом.

Предприятие было создано на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1121-541 «О строительстве в г. Ульяновске завода вычислительных машин и приборов (ВМиП)» от 6 октября 1958 года.

Здесь следует сделать небольшое отступление. Истории создания и становления самых крупных промышленных предприятий Заволжского района г. Ульяновска переплетаются друг с другом как на уровне государственных административных решений, так и в судьбах жителей города. История создания «Кометы», как и расположенного по соседству НИИ «Марс», связана с УМЗ им. Володарского. В конце 1950-х гг. в начале освоения нового производства электронно-вычислительной техники руководство УМЗ сделало первый шаг по выводу производства этих приборов из затапливаемой зоны на Верхнюю Террасу. Ульяновским горисполкомом в 1960 г . был отведён земельный участок в размере 4 га , на котором ныне располагается завод «Комета». Ленинградским институтом ГСПИ-5 совместно со специалистами УМЗ был составлен проект на строительство филиала УМЗ по производству вычислительных машин. Своими силами заводчане выполнили инженерные сети, подъездные дороги, построили котельную, производственный корпус и административное здание. Начался монтаж технологического оборудования. Но, в результате изменений в структуре управления промышленностью СССР – преобразования в 1957 г . министерств оборонной и радиотехнической промышленности в соответствующие Государственные комитеты и последующей смены подчинённости предприятий этих отраслей, решением Ульяновского Совнархоза строящийся завод был передан другому ведомству. Многие рабочие и ИТР УМЗ переходили на работу в новые современные цеха завода «Комета». Именно они – механики, инструментальщики, ремонтники, регулировщики стали основой рабочего коллектива нового завода. Немаловажным фактором, влияющим на такой выбор, был запрет Ульяновского горисполкома на строительство с 1952 г . жилых зданий на Нижней Террасе. Всё жильё, в основном силами УМЗ, строилось на Верхней Террасе в непосредственной близости от завода «Комета».

Кстати, второй, также неудавшейся попыткой выноса из зоны ежегодного паводка основного производства УМЗ, было строительство хозяйственным способом в 1974-1975 гг. подъездных путей, складов и пр. на площадке нынешнего Нового города, которая позднее решением Ульяновского обкома КПСС была передана под строительство УАПК.

Итак, 3 декабря 1960 года Совет народного хозяйства Ульяновского экономического административного района, которым руководил К.В. Власов, принял постановление №195 «Об организации дирекции вновь строящегося завода ВМиП». С тех пор эта дата считается Днём рождения завода. Первым директором был утверждён В.Г. Ротанов (фото 1). С декабря 1960 г . по апрель 1961 г . все первые работники завода располагались на Нижней Террасе в здании заводоуправления УМЗ (ул. Металлистов, №2). В апреле 1961 г . весь небольшой коллектив будущего завода ВМиП переехал в недостроенный первый производственный корпус на участке, выделенном Ульяновским горисполкомом на Верхней Террасе площадью 4 га .

. Первоначально в нём находились все службы завода: дирекция, конструкторское бюро, цеха и даже монтажные участки. Во главе всего строительства с первых объектов находился К.М. Борисов. Приобретением оборудования, получением проектно-сметной документации, финансовыми вопросами занимались А.П. Егоров, Б.В. Морозов, Е.Н. Потанин, Э.М. Рыбочкин, А.И. Серый. В 1962 г . был сдан в эксплуатацию механозаготовительный корпус №1 (инструментальный, механоремонтный, заготовительный цеха). До 1966 г . всё производство размещалось в этом корпусе. Дальнейшее расширение завода осуществлялось по документации, разработанной в Московском ГСПИ-10 МРП СССР. В 1966 г . был принят в эксплуатацию монтажно-сборочный корпус №2 с административно-бытовым пристроем. С самого начала и до 1975 г . на заводе выпуском основной продукции занимались цеха №11, №12 и №13. В цехе №11 изготавливали печатные платы вместе монтажом навесных элементов. Цех №12 изготавливал приборы для системы «Весна». В цехе №13, созданном в 1966 г ., вплоть до образования в 1975 г . цеха №19 осуществлялась сборка, монтаж и регулировка всех электронных приборов, изготавливаемых на заводе. В июне 1968 г . «Завод ВМиП» был переименован в завод «Комета» с подчинением его Министерству судостроительной промышленности СССР и с сохранением профиля деятельности. Планируемая реконструкция завода была поручена ГСПИ «Гипроверфь» (г. Киев), по плану которой его территория была увеличена до 32 га . В 1980 году на базе завода создано производственное объединение «Комета». В период приватизации оборонных предприятий приборостроительное объединение «Комета» было превращено в АООТ (распоряжение Госкомимущества РФ от 12.04.1994 г.) и вошло в состав холдинговой компании «РОСЭЛТРАНС».

Если пользоваться категориями советского периода, то производственная деятельность завода оценивалась следующим образом. В 1984 году за заслуги перед государством в создании испытании и освоении производства новой специальной техники предприятие было награждено «Орденом Трудового Красного Знамени». Генеральный директор завода В.П. Краснов (фото 2) за освоение и оснащение подводных лодок и надводных кораблей ВМФ новейшими образцами специальной техники был удостоен звания Героя Социалистического Труда и ордена Ленина (1984). 3 работника удостоены звания лауреатов Государственной премии. Ими стали генеральный директор В.П. Краснов (1978) за работу в области специальных систем управления, а также с формулировкой «за успехи в труде» слесарь механосборочных работ цеха №2 Н.П. Рытиков (1984) и бригадир слесарей механосборочных работ цеха №6 А.Н. Сосин (1988). 12 работников завода стали Лауреатами премии Профсоюзов СССР. 24 работникам было присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель РСФСР», в числе первых были радиомонтажница Л.В. Бердюжева, регулировщик В.М. Мокин, бригадир В.П. Ломатова. 327 работников были награждены орденами и медалями. Первым кавалером ордена Ленина в 1970 г . стал уникальный токарь-лекальщик цеха №2 А.П. Фёдоров, который в 1918 г . приехал из Петрограда в Симбирск для работы на патронном заводе №3. Затем ордена Ленина получили намотчица М.И. Аресьева, токарь-расточник А.Н. Борисов, слесарь-инструментальщик И.Ф. Кочулимов, С.И. Роженцев.

Для планового выпуска продукции использовалось 14386 наименований материалов, 14650 наименований комплектующих изделий, свыше 100 тыс. оригинальных деталей собственного производства. В существовавших 26 цехах и 32 отделах работали 1550 специалистов, в т.ч. 1022 человека с высшим техническим образованием, 3124 основных рабочих, из которых 218 рабочих имели высшее техническое образование. Основное производство было автоматизированным. В массовом производстве применялись автоматические поточные линии, для мелкосерийного производства с часто меняющейся номенклатурой, в т.ч. в сборочно-монтажном производстве - гибкие производственные системы. С 1971 г . был создан отдел АСУП, который занимался внедрением ВТ в сферу управления производством (оперативное планирование, обеспечение комплектующими и материалами, сокращение доли ручных работ, расчёт зарплаты и т.д.). Начальниками этого отдела были В.Г. Егорычев, В.С. Кныш, В.П. Туробов.

В своей деятельности завод контактировал со многими предприятиями страны, в числе которых были НПО «Агат» (г. Москва), НПО «Равенство» (г. Ленинград), электромеханический завод «Молот» (г. Петровск Саратовской области), ПО «Бином» (г. Саратов), приборостроительный завод «Парус» (г. Севастополь), НПО «Гранит» (г. Ленинград), НПО «Марс» (г. Ульяновск), приборостроительный завод «Омега» (г. Уральск Казахской ССР). В разные годы завод посещали высшие гражданские и военные руководители: министры МСП СССР М.В. Егоров, И.С. Белоусов, И.В. Коксанов; Главнокомандующие ВМФ СССР С.Г. Горшков, В.Н. Чернавин и командующие флотов.

Деятельность завода с 1968 г . освещалась в многотиражной газете «Рабочая трибуна» (первый редактор С.Ф. Герасимов, затем В.В. Гусева).

Во главе предприятия последовательно находились

директора: В.Г. Ротанов (01.12.1960-12.02.1966), ранее работавший на автомобильном заводе им. В.И. Ленина и машиностроительном заводе им. Володарского, Г.С. Долгих (12.02.1966-17.08.1967), переведённый из г. Загорска Московской области с должности начальника КБ электромеханического завода, В.П. Краснов (15.08.1967-16.12.1993), в послужной список которого входила работа на Ульяновском приборостроительном заводе (от фрезеровщика до заместителя главного технолога) и Мелекесском заводе кузовной арматуры, карбюраторов и вкладышей (директор «МЗКА»), С.С. Логачёв (14.06.1993-08.11.2001), работавший первым секретарём Заволжского РК КПСС, М.Г. Мордовин (09.11.2001-07.11.2012), Л.И. Кныш (с 07.11.2012 г.). Более всех предприятием руководил В.П. Краснов, при котором производственная деятельность завода, решение социальных проблем предприятия и Заволжского района достигли своего расцвета. За это ему было присвоено звание Почётного гражданина Ульяновской области.

главные инженеры: В.А. Дорофеев (1960-1966), Н.С. Посеряев (18.04.1966-16.05.1968), М.А. Туровер (24.04.1968-24.11.1972), пришедший с должности главного инженера ульяновского приборостроительного завода, Г.П. Воронин (06.12.1972-10.05.1977), в дальнейшем зам. министра МСП СССР, В.О. Ледяев (10.05.1977 – февраль 1980), которого перевели на должность директора севастопольского завода «Парус». На этой должности в мае 1984 г . за изготовление бортовых ЦВК для управления крылатыми ракетами ПЛ он стал лауреатом Государственной премии СССР. После В.О. Ледяева главным инженером стал Г.А. Подунаев (февраль 1980-15.08.1988), в дальнейшем директор ульяновского завода «Искра», а затем В.А. Ртищев (04.10.1988-14.02.1992). Почти полтора года вместо должности главного инженера существовали должность технического директора – В.С. Кныш и должность 1-го заместителя директора по маркетингу – В.В. Дойна, затем должность ГИ была восстановлена: А.Н. Швыдков (07.07.1993-08.10.2001), В.П. Туробов (исполняющий обязанности 09.10.2001-01.02.2002), В.Ф. Синицын (исполняющий обязанности февраль-июнь 2002), Н.П. Акишев (24.06.2002-31.03.2006), Г.М. Михайлов (01.06.2007-29.10.2007), Л.И. Кныш (с 2008 г .).

В числе первых руководителей завода были М.Я. Сергеев – главный бухгалтер, К.М. Борисов – начальник отдела капитального строительства. Секретарём дирекции была назначена П.К. Окользина. Первым главным конструктором завода был И.В. Лябин (05.06.1962-28.09.1968). В сентябре 1968 г . его сменил В.О. Ледяев. Первым начальником ОКБ, созданного в мае 1969 г ., был назначен В.О. Ледяев с сохранением должности ГК завода, а главным инженером ОКБ стал Г.А. Подунаев. Заместителями В.О. Ледяева работали В.В. Дойна и И.М. Попков. Затем ОКБ возглавляли Г.А. Подунаев, В.Ф. Саксонов, П.Д. Чуриков, В.И. Захаров.

Первым главным технологом был М.В. Дьяков, которого сменил П.М. Мосин. После перевода П.М. Мосина вместе с Г.А. Подунаевым в Севастополь более четверти века главным технологом завода работал В.А. Шакун, его сменил А.Н. Головатенко. В числе заместителей главного технолога были В.А. Прохоров, А.П. Петров, Т.А. Куколева, В.С. Кныш, Н.Е. Лобашев, В.П. Елагин, В. Бутко. В числе первых начальников первых цехов завода были М.И. Афанасьев, В.Г. Егорычев, К.Р. Манзолевская, А.В. Михайлов, И.И. Седлярский, А.Т. Тепечин.

Производство изделий военного назначения.

В годы своего становления, находясь в структуре Государственного комитета СМ СССР по радиоэлектронике, а затем с 1965 г . Министерства радиопромышленности (МРП) СССР, завод вычислительных машин и приборов освоил изготовление отдельных приборов 2-го поколения (на транзисторах) для ЭВМ «Весна» и ЭВМ «Снег», входивших в систему ПВО г. Москвы. К ним относились накопители на магнитной ленте (НМЛ-4) и магнитных барабанах (НМБ) и блоки питания, которые продолжали изготавливать одновременно с выпуском новых систем и после перехода в 1968 г . в ведение Министерства судостроительной промышленности (МСП) СССР. Эти приборы поставлялись на Минский завод ЭВМ им. С. Орджоникидзе МРП СССР.

В МСП завод ВМиП существовал как серийный базовый завод по производству вычислительной техники специального назначения для ВМФ (цифровые вычислительные комплексы, цифровые вычислительные машины, приборы оперативной и внешней памяти, периферийная аппаратура), работающей в реальном масштабе времени и в условиях повышенной влажности, циклического воздействия разных температур, морского тумана и жёстких механических нагрузок. Производство этих изделий характеризуется малой серийностью, большой номенклатурой комплектующих узлов и деталей, функциональной сложностью. Вся производственная деятельность завода планировалась в 9-ом Главном управлении МСП.

Головным институтом – разработчиком БИУС на НК и ПЛ почти всех серийных изделий стал ЦМНИИ «Агат» (г. Москва). Для изготовления новой продукции требовались новые кадры, и по централизованному распределению Министерства образования на завод стали приезжать молодые специалисты, закончившие разные вузы страны, в том числе: МВТУ и МИИТ (г. Москва), политехнические институты (г. Алма-Ата, г. Ижевск, г. Ленинград, г. Пенза, г. Ульяновск), радиотехнические институты (г. Рязань, г. Таганрог, г. Харьков), авиационные институты (г. Казань, г. Куйбышев, г. Ленинград - ЛИАП), ЛИИЖТ (г. Ленинград).

В хронологическом порядке работники завода освоили и поставили на поток следующие приборы и системы военного применения.

Первым серийным заказом стало изготовление в 1964/65 гг. печатных плат СЦВМ «Корень», созданной в ЦМНИИ «Агат» (ГК – Заволокин А.К., зам. ГК – Юферова Е.К.) и предназначенной для сбора и обработки информации об окружающей обстановке, выдаче целеуказания НК и вертолётам при решении задач ПЛО, управления средствами ПВО своего корабля и соединения НК, управления отображением на ИТО данных по целям (фото 3). Характеристики машины: система команд одноадресная, быстродействие – 10000 оп/с, ёмкость ОЗУ – 1568 слов, ёмкость ДЗУ – 8232 слова. СЦВМ «Корень» в составе БИУС «Корень» (ГК - В.З. Абрамов) устанавливалась на БПК «Комсомолец Украины» и «Сообразительный» (проект 61) и вертолётоносцы «Москва» и «Ленинград» (проект 1123) совместно с СЦВМ «МВУ-200», первые образцы которой изготавливались в цехе №31 УМЗ им. Володарского. Сборка и комплексная сдача СЦВМ «Корень» осуществлялась на заводе «Молот» (г. Петровск).

Вторым серийным изделием стала СЦВМ «Туча» (фото 4) также созданная в ЦМНИИ «Агат» (ГК – Мусатов И.Ф., зам. ГК – Попов И.Ф.) в 1967 г . Первая СЦВМ «Туча» («МВУ-100») на импульсно-потенциальной системе элементов ЦВМ «Курс-1» была сдана заказчику в цехе №13 в июле 1967 г . Машина имела быстродействие 62,5 тыс. коротких операций в секунду, объём ОЗУ на ферритах – 2048 25-разрядных слов, объём ДЗУ на П-образных ферритовых сердечниках – 36 тыс. слов. Система команд - одноадресная. Изготовленные ЦВМ поставлялись на ленинградский электромеханический завод «Равенство» для стыковки с приборами сопряжения, командирскими и штурманскими приборами в составе БИУС «Туча» (ГК – Р.Р. Бельский), в состав которой входило две таких ЦВМ. Дальнейшая сдача всей системы возлагалась на специалистов этого завода. БИУС «Туча» устанавливалась на подводных лодках ВМФ СССР проекта 667А «Навага» с ракетами среднего радиуса действия (до 3000 км , аналогичными американским ракетам «Поларис»), изготавливалась в 1967 – 1973/74 гг. ЦВМ «Туча» обеспечивала решение задач навигации и управления движением ПЛ, выработки данных для стрельбы торпедами и баллистическими ракетами комплекса Д-5. Было изготовлено 50 комплектов, в состав которых входили приборы 163 – ЦВМ (х2), 119 – преобразователь «код-аналог» (х2), 179 – управление отображением на ХИП и знаковых табло на транслюкторных ячейках, 198 – печать и 108 – прибор управления электропитанием. Внутри приборов впервые размещалась книжная конструкция створок, на которых устанавливались электронные блоки (типовые элементы замены – ТЭЗы на базе транзисторов П16А и П16Б). В августе 1967 г . в цехе №13 уже изготавливали третью СЦВМ «Туча». Стоимость первой машины составляла 2,5 млн. руб. В числе первых инженеров и регулировщиков на этом заказе в цехе №13 и на объектах работали О.Н. Гавриленко, Е.Н. Исаев, Ш. Каротаев, А.К. Потапов, Л.В. Ртвеладзе.

В 1966 г . в ЦМНИИ «Агат» был создан набор цифровых унифицированных блоков второго поколения «Азов-1» (фото 5), использующий навесные комплектующие элементы (ГК – Я.А. Хетагуров, зам. ГК – Н.С. Парфёнов). Это была первая отечественная ЭВМ с открытой архитектурой, построенная на магистрально-модульном принципе с микропрограммным управлением, что позволяло создавать вычислительные системы с различными техническими характеристиками. В 1967-1972 гг. они изготавливались на опытном заводе ЦМНИИ «Агат», в 1972-1980 гг. – на заводе «Молот» (г. Петровск), заводе «Парус» (г. Севастополь) и приборостроительном заводе «Равенство» (г. Ленинград), с 1969 г . по 1980 г . – на заводе «Комета» (г. Ульяновск). В общей сложности было изготовлено около 400 тыс. блоков. Система импульсно-потенциальных элементов, работающих на частоте 1,0-1,5 МГц, использовала транзисторы 1Т308Б и П605А, и диоды Д311А и Д220. Их применение обеспечивало более высокое быстродействие и надёжность работы блоков в морских условиях по сравнению с уже существовавшими гибридными микросхемами. Блоки «Азов-1» использовались при создании модулей (приборов) ЭВМ «Азов», цифровых устройств управления в системах, устанавливаемых на НК и ПЛ ВМФ СССР. Главным конструктором унифицированных модулей «Азов», разработанных в 1969 г ., также был Я.А. Хетагуров. Производство модулей размещалось на тех же предприятиях – изготовителях блоков «Азов-1». В 1970-1980 гг. завод «Комета» изготавливал функциональный модуль – прибор 162, модуль оперативной памяти – прибор 182 (фото 6), модуль долговременной памяти – прибор 183 (фото 7), коммутационно-распределительное устройство (КРУ) и коммутационные ящики ЯКм-1, ЯКм-2, ЯКм-3, а затем коммутационный ящик с индикацией - прибор ЯКм-И. Всего было изготовлено около 1800 модулей «Азов». Различная конфигурация ЦВС позволяла иметь объёмы ОЗУ и ДЗУ до 20480 и 61440 28-ми разрядных чисел соответственно, быстродействие от 60 до 400 тыс. коротких операций в секунду.

В 1975 г. участок регулировки цеха №13 преобразовали в цех №19, и все последующие изделия регулировались, проходили комплексную отладку и сдавались ОТК и ПЗ в этом цехе.

На основе модулей «Азов» были построены вычислительные системы, входившие в состав более 20 различных функциональных комплексов НК и ПЛ ВМФ.

На базе ЦВМ «Азов» в НИИ «Марс» (г. Ульяновск) были разработаны информационно-управляющие системы второго поколения: БИУС "Аллея-1" двух модификаций – "Аллея-А" и "Аллея-Б", которые устанавливались на БПК проектов 1134А и 1134Б соответственно; БИУС "Аллея-2", "Аллея-2К" для тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143; БИУС "Аллея-2М" для атомного крейсера с УРО проекта 1144 "Киров".

В 1972-1974 гг. были изготовлены и поставлены на отечественные авианесущие корабли типа «Киев» (проект 1143) несколько систем «Салгир» (приборы 162, 182, 183 – ЦВС «Азов», прибор 193 - пульт ЦВМ), предназначенных для решения навигационных задач. Комплексная отладка системы осуществлялась в г. Каспийске.

В 1971-1976 гг. на заводе изготавливались приборы для целого ряда корабельных ЦВС – комплексы «Альфа-2» (в единственном экземпляре для экспериментальной ПЛ, ГК – И.Ф. Попов), «Альфа-3» (первоначальный шифр – «Туча-Б», затем «МВУ-103»), «Диана» для ПЛ проектов 667БД (ГК – В.З. Абрамов), «Альфа-3Д», входившие в комплексы Д-9, Д-9Д, Д-9Р по управлению стратегическими ракетами. Эти КЦВС с 1972 г . устанавливались на крейсерских атомных ПЛ проекта 667 «Б» с шахтными ракетами: «Мурена», «Мурена-М» (фото 8).

С 1976/77 г. и вплоть до 1980-х гг. завод изготовил и поставил на атомные ПЛ «Кальмар» проекта 667 БДР (фото 9) до 40 комплектов ЦВМ «Алмаз» («МВУ-106») и ЦВС «Атолл» и «Атолл АМ» для управления новыми ракетами. БИУС «Алмаз» (ГК – В.В. Стрыгин) предназначался как для решения навигационных задач, так и для боевого информационного управления ПЛ и стрельбой торпедами.

Главным конструкторам КЦВС серии «Альфа» для ПЛ проектов 701, 602, 667Б, 667БД Я.А. Хетагурову (фото 10) и КЦВС «Атолл» для ПЛ проектов 667БДР В.Н. Карпову были присуждены Ленинские премии.

Головными предприятиями по изготовлению этих систем были заводы «Молот» (г. Петровск), «Парус» (г. Севастополь), «Равенство» (г. Ленинград). На этих заказах ведущими специалистами от завода работали О.Н. Гавриленко, В.П. Дорофеев, В.С. Колондук, Ю.А. Назаров, А.В. Попов, Л.В. Фёдоров.

28.07.1966 г. на основании совместных исследований нескольких НИИ ВМФ и ЦМНИИ было подготовлено и принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о выполнении ОКР по созданию базовых ЦВМ для ВМФ: «Арка» - малой производительности, «Атака» - средней производительности и «Арфа» - большой производительности. Производство этих ЭВМ на серийных заводах началось намного позже.

В 1976 г . на заводе «Комета» параллельно с выполнением предыдущих заказов началось изготовление СЦВМ «Атака» («МВУ-012») 3-го поколения на интегральных схемах серии 133, разработанной в 1974 г . в НПО «Агат» (ГК – В.В. Малишевский). Сама ЦВМ – прибор 163 (фото 11), выполненный на интегральных микросхемах серий 133, 130, 146, 109, 136 и состоящий из двух шкафов. Характеристики ЦВМ: система команд двухадресная, двухформатная; разрядность чисел и команд – 32 (информационных); быстродействие – 100-550 тыс. коротких операций в секунду; ёмкость ОЗУ на ферритовых сердечниках – 16 тыс. 36-ти разрядных слов; ёмкость трансформаторного ДЗУ на П-образных сердечниках – 64 тыс. 36-ти разрядных слов с возможностью наращивания памяти (приборы 182-3 и 183 соответственно); наличие двух параллельных и двух последовательных каналов обмена со скоростью обмена 94 тыс. и 20 тыс. слов в секунду соответственно; площадь обслуживания – 0,65 м 2 . Их производство и поставка ВМФ продолжались до 1990 г . Комплексная отладка систем осуществлялась НПО «Равенство» (г. Ленинград). В 1976-1990 гг. было изготовлено и выпущено 255 ЦВМ «Атака» (бригада В.С. Колондука). Изготовление, регулировка и сопровождение на объектах приборов по этим заказам осуществляли бригады В.И. Игонина, Г.П. Кузнецова, В.В. Ульянова.

На базе ЦВМ «Атака» в НИИ «Марс» (г. Ульяновск) были разработаны информационно-управляющие системы типа "Лесоруб" – БИУС "Лесоруб-5", которые устанавливались на БПК проектов 1155; БИУС "Лесоруб-44" и "Лесоруб-1164" для крейсеров проектов 1144 и 1164 соответственно; БИУС "Лесоруб-1143" для авианесущих корабля проекта 1143.

В 1976 г . в НПО «Агат» была создана СЦВМ «Арка» (ГК – Г.Д. Соснин). Эта ЦВМ – прибор 189 (фото 12) предназначалась для совместной работы с СЦВМ «Атака» с целью увеличения пропускной способности системы при одновременном обмене с внешними устройствами. Её схемотехнические решения аналогичны принятым в СЦВМ «Атака». Машина «Арка» имела два устройства обмена по 8 последовательных каналов и одно устройство обмена с параллельным мультиплексным каналом. Быстродействие ЦВМ в разных режимах работы – 167 тыс. или 500 тыс. коротких операций. Её производство на заводе «Комета» началось в 1977 г . К 1994 г . было изготовлено 270 машин.

Примечание. Термин «Арка» применялся и как шифр программно-аппаратной разработки в комплексе «Альфа-3», предназначенной для предотвращения несанкционированного доступа к ДЗУ вычислительного комплекса.

СЦВМ «Атака» (х2) и «Арка» (х2) и дополнительные приборы памяти входили в состав БИУС «Омнибус» восьми модификаций (ГК ряда – Э.В. Рыков), устанавливаемых в 1977-1988 гг. на ПЛ третьего (проекты 671РТМ, 941, 949, 945, 971) и второго (модернизированного) поколений (проекты 667БДР, 667БДРМ, 667АТ). Эти вычислительные системы обеспечивали централизованный сбор и обработку информации, оценку тактической обстановки, принятие решений по боевому маневрированию и применению оружия, управление стрельбой торпедами и тактическими крылатыми ракетами. Количество модификаций БИУС соответствует числу различных проектов ПЛ. Разработка в НПО «Агат» каждой модификации возглавлялась свои главным конструктором. Изготовлением БИУС «Омнибус» занимался завод «Комета» и ленинградский приборостроительный

«Равенство». Было изготовлено около 18 систем. Кроме ПЛ эти СЦВМ поставлялись на надводные корабли ВМФ в составе БИУС «Лесоруб», которые разрабатывались здесь же в г. Ульяновске в НИИ (затем НПО) «Марс».

В такой же комплектации этих СЦВМ завод «Комета» изготовил семь КЦВС «Альт». Основное отличие БИУС и КЦВС состояло в организации резервирования и работы вычислительных машин. Разработчик – НПО «Агат», ГК – Я.А. Хетагуров. Система устанавливалась на тяжёлом ракетном подводном крейсере стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун», сдана в эксплуатацию в 1984 г .) и решала задачи, связанные со стрельбой комплекса Д-19 двадцатью стратегическими ракетами с разделяющимися головками.

В 1977 г . в НПО «Агат» была создана СЦВМ «Арфа» (ГК – И.Ф. Мусатов). Её производство на заводе «Комета» началось в 1978 г . и продолжалось до 1992 г . Было изготовлено 168 машин (фото 13). СЦВМ «Арфа» была построена на монолитных интегральных схемах типа «Логика 2» и имела следующие характеристики: двухадресная система команд, оперировала с 32-разрядными числами, быстродействие в зависимости от комплектации запоминающими устройствами от 550 до 1100 тыс. коротких операций в секунду, минимальная ёмкость ОЗУ на ферритовых сердечниках 65 тыс. слов, объём ДЗУ на П-образных ферритовых сердечниках 131 тыс. слов с возможностью наращивания. Одновременно с освоением нового заказа на заводе началось внедрение высокотехнологичного изготовления многослойных печатных плат (МПП). СЦВМ «Арфа» входила в состав разных систем управления стратегическими ракетами и специальными видами оружия как на ПЛ, так и на НК. На ПЛ машина поставлялась в составе разработанных в НПО «Агат» вычислительного комплекса «Бурав» и КЦВС «Арбат». На НК (крейсер «Киров», авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов») СЦВМ «Арфа» совместно с прибором 196М (НМЛ) поставлялась в систему управления ПРО «Кинжал». В числе заводских ведущих специалистов на данных заказах работали Г.П. Кузнецов (бригадир), Ю.В. Цухлов.

Практически все вычислительные системы в морском приборостроении комплектовались устройствами ввода-вывода и накопителями информации на магнитной ленте производства ПО "Комета" – приборами точной механики 187, 187М, 198, 196М, в которых были реализованы передовые технологии антифрикционного покрытия, изготовления титановых блоков магнитных головок, противошумной защиты.

С середины 1970 гг. и до начала 1981 г . на заводе в большом количестве (более 200 шт.) изготовлялся «Полуавтомат кодирования графической информации оптический» (ПКГИО), разработанный в НИИ г. Ногинска, - плоский стол 1200х800 мм и к нему шкаф управления выдачей данных на перфоленту. Эти приборы применялись в системах автоматизированного проектирования, создаваемых по кооперации предприятиями оборонной промышленности, как в изделиях военного назначения, так и в народном хозяйстве (станки с ЧПУ). Их производство обеспечивала бригада, возглавляемая В.А. Битюковым. Большой объём работ по обеспечению технологичности изделия выполнили конструкторы и технологи завода Н.Е. Лобашов, А.П. Петров, Е.Д. Соколов, М.А. Чугунов.

В 1979-1980 гг. началось освоение и изготовление 10 приборов ЦВС «Напев», предназначенной для обработки узкополосных гидроакустических сигналов, определения их частотных характеристик в реальном масштабе времени и последующей классификации подводных и надводных целей. ЦВС «Напев» была в числе первых отечественных систем, в которых обработка гидроакустических сигналов выполнялась с использованием ЦВМ, и была создана в НПО «Агат». ГК – Н.С. Парфёнов. Система устанавливалась на ПЛ и НК (крейсер «Жаркий») ВМФ СССР. В состав изделия (фото 14) входили изготавливаемые на заводе приборы 163 (СЦВМ «Атака»), 168 (анализатор спектра сигналов с аналогово-цифровым преобразованием и библиотекой шумов различных объектов), 198Н (управление режимами работы и документирования) и 101Н (экранный пульт).

В 1981 г. в НПО «Агат» была создана СВС «Бурав» (ГК – Б.Г. Микаэлян), изготовлением которой занимался завод «Комета» и опытный завод НПО «Агат». Система предназначалась для решения задач управления в реальном масштабе времени в составе более крупных систем специального назначения. Она состояла из двух комплектов СЦВМ «Арфа», приборов 184 (ЗУ) и 196М (НМЛ). Характеристики СВС: общее быстродействие – 1,8 млн. коротких операций в секунду, суммарная ёмкость ЗУ – 160 тыс. слов, ёмкость ОЗУ - 64 тыс. слов, ёмкость ДЗУ - 96 тыс. слов, обмен по 10 последовательным и 12 параллельным каналам.

В 1983 г . в НПО «Агат» была создана ЦВС «Айламa» (ГК – Н.С. Парфёнов), явившаяся логическим продолжением изделия «Напев». Её изготовление также было размещено на заводе «Комета». Было изготовлено 30 систем, которые входили в состав гидроакустических комплексов НК и ПЛ разных проектов. Назначение системы – частотно-временная обработка гидроакустических сигналов. В состав ЦВС «Айламa» входили СЦВМ «Арка», пятипроцессорный прибор обработки сигналов 169, пульт 101Н и прибор документирования 198Н. Конструкция и технология изготовления прибора 169 были аналогичны принятым в СЦВМ «Атака».

В числе многих на изделиях «Напев» и «Айламa» работали ведущие специалисты В.М. Небыков, Л.В. Фёдоров.

В 1983-1986 гг. завод изготовил несколько штук автоматизированной системы океанографических исследований (АСОИ), разработка которой началась в ЦМНИИ «Агат» ещё в 1971 г . Это была единственная система военного назначения, которая полностью изготавливалась на заводе «Комета» на элементной базе «Азов» - приборы 162, 182, 183, внешние устройства. Четыре АСОИ были установлена на НК «Адмирал Владимирский», «Леонид Дёмин», «Леонид Соболев», «Иван Крузенштерн» и обеспечивали выдачу океанографических данных для ПЛ.

В 1981-1991 гг. предприятие освоило производство блоков для изделия МНК-200 на микросхемах 3-го поколения. Этот навигационный комплекс (разработчик НПО «Гранит», г. Ленинград, ГК - Цейтлин) поставлялся на ПЛ проекта 971 (Барс). На данных заказах в числе многих работали ведущие специалисты А.М. Морозов, М.В. Столяренко, Л.В. Фёдоров.

В 1985 г . в НПО «Агат» была создана КЦВС «Арбат» (ГК – А.А. Сорокин), изготовление которой было организовано на заводе «Комета» и заводе «Равенство» (г. Ленинград). Было изготовлено 8 систем, которые поставлялись на ПЛ проекта 667 БДРМ (фото 15). Система предназначалась для работы в стратегическом ракетном комплексе Д-9РМ при вычислении данных пуска с ПЛ 16-ти ракет. В состав КЦВС входили СЦВМ «Арфа» (х4), приборы памяти (х4), приборы управления резервом (х2), приборы обмена (х2).),

В 1980-х – 1993 гг. бригадой В.А. Битюкова в цехе №19 изготавливались (по несколько десятков штук в месяц) ЦВМ «Карат», которая была создана в 1973 г . в киевском НПО «Квант» - КНИИРЭ (ГК – В.Н. Плотников). Первые годы машина изготавливалась в г. Киеве на опытном заводе КНИИРЭ и заводе «Буревестник». Эти бортовые ЦВМ на гибридных интегральных схемах «Вардува» (серия 240) применялись в различных гидроакустических и навигационных системах, размещаемых на НК и ПЛ ВМФ. ГИС «Вардува» были разработаны в вильнюсском КБ. Выпускались несколько модификаций БЦВМ (1В, 2В, 2М, КМ-2К) в зависимости от объёмов памяти. Характеристики машины: одноадресная, параллельного действия, оперирует с 24-разрядными числами с фиксированной запятой, время выполнения операций от 6,6 (сложение) до 87 мкс (деление), объём ОЗУ – 2К, 4К и 8К слов, объём ПЗУ – 16К и 32К слов.

В это же время началось освоение ЦВМ 4-го поколения «Лада» разных модификаций с применением больших интегральных схем (БИС) серий 1802 и 1804: «Лада-2» с водяным охлаждением (морское исполнение ЭВМ «Электроника НЦ-05Т», ГК – Е.К. Юферова), «Лада-2М», «Лада-3» с воздушным охлаждением (ГК – А.К. Заволокин). Все они были разработаны в НПО «Агат» (г. Москва) в рамках ОКР «Единство», предусматривавшей разработку базовых средств ЦВТ: процессоров, модулей, блоков, субблоков, стоек (фото 16). К 4-му поколению относилась и ЦВМ «Вега». ЦВМ «Лада» могла заменить СЦВМ «Арфа», но по ряду причин в серийное производство не пошла. Новые изделия осваивались бригадами во главе с А.В. Ойкиным, В.Н. Соловьёвым («Лада-2», «Лада-2М») и В.С. Колондука («Лада-3»), от ОКБ завода сопровождением заказа занималась С.А. Тишина.

В конце 1989 г . на отдельном участке цеха №19 началось освоение прибора 46 (разработчик НПО «Океанприбор», г. Ленинград), в котором стояли две ЦВМ «Вега», В них применялось водяное охлаждение. Приборы 46 предназначались для специальных разведывательных ПЛ, было изготовлено несколько приборов. В составе бригады регулировщиков принимали участие А.В. Ойкин (бригадир), Г.М. Яшин, от ОКБ работы сопровождала группа конструкторов во главе с Л.Л. Фёдоровой.

В связи с высокой сложностью производимой техники заводские специалисты были востребованы на всех этапах отладки систем как на заводах-изготовителях НК и ПЛ, так и в ещё в большей степени на самих объектах эксплуатации. В связи с этим на заводе в 1971 г . был создан специальный 20-й отдел объектовых работ, на базе которого в 1982 г . было образовано сдаточно-эксплуатационное производство (СЭП). Первым руководителем СЭП стал Р.М. Козлов. Около 200 высококвалифицированных специалистов – инженеров и программистов, монтажников и регулировщиков радиоэлектронной аппаратуры, слесарей и сборщиков приборов обеспечивало решение многоплановых задач сопровождения и обслуживания заводских изделий. На специалистов СЭП возлагались пуско-наладочные работы изделий, обеспечение государственных испытаний систем на объектах, проведение на судоремонтных заводах работ по модернизации и ремонту изделий, проведение на базах ВМФ доработок по бюллетеням ГК, корабельных регламентных работ перед выходом в море и межпоходового ремонта, выполнение на смежных предприятиях, учебных центрах, военно-морских училищах и НИИ работ по сдаче заводских изделий в составе учебных тренажёров, проведение планово-предупредительного ремонта для повышения эксплуатационной надёжности изделий. Для выполнения работ по обслуживанию изделий непосредственно на АПЛ и НК в составе СЭП были организованы две сдаточные базы с постоянным составом: восточная и северная и две с прибывающими по необходимости специалистами: калининградская и черноморская.

Восточная сдаточная база обеспечивала совместные работы с Амурским судостроительным заводом им. Ленинского Комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре), Дальневосточным заводом «Звезда» (г. Большой Камень), заводом «Восток» (г. Большой Камень), базами ВМФ (г. Петропавловск-Камчатский-52 и -53, посёлки Шкотово-17, Дунай, Павловск). В разные годы работами на этих предприятиях руководили Н.А. Аношкин, В.И. Буйлин, О.М. Катков, В.А. Нефёдов, П.Е. Снигирь, А.Н. Цыбин, В.Н. Цыбин.

Северная сдаточная база обеспечивала совместные работы с Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск), заводом «Полярная Звезда» (г. Северодвинск), базами ВМФ (г. Видяево, г. Полярный, г. Североморск, посёлки Мурманск-30 (Росляково), Мурманск-60 (Вьюжный завод «Нерпа»), Мурманск-130 (Гаджиево), Мурманск-140 (Гремиха), Мурманск-150 (Западная Лица), Оленья Губа). В числе руководителей на этих базах в разные годы были А.П. Елисеев, Г.Г. Костин, С.В. Кудашев, В.А. Нефёдов.

Калининградская сдаточная база обеспечивала работы на судостроительном заводе «Янтарь» (г. Калининград) и в базе ВМФ в г. Балтийске. Черноморская сдаточная база обеспечивала объекты в городах Севастополе, Керчи и Феодосии.

Основной объём работ выполнялся инженерами, регулировщиками и монтажниками цеха №19. Многие из них вместе с семьями проработали на объектах по 10-15 лет – Е.Н. Безруков, А.Ф. Казанцев, Г.Ф. Казанцев, Ю.А. Назаров, В.В. Ульянов.

Последними изделиями военного применения, по которым на заводе началась подготовка производства были изделия «Беркут», «Калибр» и «Дельта-ПМ».

Изделие «Беркут» - кассеты и шкафы отдельных приборов только изготавливалось в Ульяновске и поставлялось без регулировки на приборостроительный завод «Омега» (г. Уральск), на котором и производилась их регулировка и комплексная отладка в составе системы управления открытием пусковых ракетных шахт для различных проектов ПЛ. В 1990-1991 гг. на заводе было изготовлено 5 или 6 таких комплектов. Прекращение строительства ПЛ похоронило и выпуск изделия «Беркут».

В 1991 г. на заводе началась подготовка производства изделия «Калибр», разработка ЦМНИИ «Агат», ГК – В. Вершков. Изделие предназначалось для системы управления крылатыми ракетами на новых крейсерах ВМФ СССР. Сборка системы предполагалась на производственных площадях ЦМНИИ «Агат», но в связи со свёртыванием соответствующей программы строительства НК ВМФ и это производство на заводе «Комета» было закрыто.

Такая же судьба постигла и изделие «Дельта-ПМ», изготовление которого могло бы сохранить и завод, и его работников. Изделие было разработано в НИИ «Океанприбор» (г. Ленинград). В 1990-1991 гг. была проведена соответствующая подготовка производства, которую прекратили в связи с закрытием этого заказа.

В 1991 г. выпуск специальной продукции сократился более чем на 36%. С 1993 г . стали уменьшаться все оборонные заказы. В связи с этим ОАО "Комета" вынуждено было перейти на выпуск гражданской продукции.

В настоящее время никакого военного производства нет, а находящиеся в эксплуатации ранее выпущенные приборы сопровождаются предприятиями «Равенство» (г. С.-Петербург) и «Молот» (г. Петровск). Работоспособность всех изделий на элементной базе «Азов» и ЦВМ «Арфа» поддерживается немногочисленными специалистами, в том числе старейшими работниками завода «Комета» Г.Ф. Казанцевым, Ю.В. Цухловым, А.Н. Безруковым, Ю.А. Назаровым.

Сведения по основной продукции завода сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Изделие завода

Годы изготовления

Разработчик

Объект установки

НМЛ-4, НМБ, блоки питания УС «Весна»,

«Снег»

1960 – 1972

 

 

1964 - 1972

КБПА Госкомитета по радиоэлектронике

ГК - В.С. Полин

ГК - В.К. Левин

ПВО г. Москвы

 

 

ИУС, сети передачи данных

печатные платы СЦВМ «Корень»

1965 - 1969

ЦМНИИ «Агат», ГК – Заволокин А.К.

НК ВМФ проектов 1123, 1134А, 1134Б

приборы ЦВМ «Азов»

1970 - 1980

ЦМНИИ «Агат»,

ГК - Хетагуров Я.А.

НК ВМФ проектов 1134А, 1134Б, 1143, 1144

СЦВМ «Туча»

1964 - 1974

ЦМНИИ «Агат»,

ГК - Мусатов И.Ф.

ПЛ проекта 667А («Навага»)

ЦВМ системы «Салгир»

1972-1974

ЦМНИИ «Агат»,

ГК - Хетагуров Я.А.

НК ВМФ проекта 1143 («Киев», «Минск»)

ЦВМ «Алмаз» и ЦВС «Альфа-3»

1971 – 1977

ЦМНИИ «Агат»,

ГК - Хетагуров Я.А.

ПЛ проекта 667Б («Мурена»)

кассеты "Сатурн"

1974-1976

НИИ, г. Реутов

Системы предстартовой подготовки КР

ЦВС «Диана»

1970-е

ЦМНИИ «Агат»,

ГК - В.З. Абрамов

ПЛ проекта 667БД

ЦВМ «Алмаз» и ЦВС «Атолл»

1977 – 1982

ЦМНИИ «Агат»,

ГК - Хетагуров Я.А.

ПЛ проекта 667БДР («Кальмар»)

ЦВМ «Атака»

1974 - 1993

ЦМНИИ «Агат»,

ГК - В.В. Малишевский

ПЛ проекта 671РТМ («Щука») – БИУС «Омнибус»

 

1975 - 2000

 

НК ВМФ проектов 1155, 1144, 1164, 1143 - БИУС типа «Лесоруб»

ЦВС «Напев»

1977 - ~1985

ЦМНИИ «Агат»,

ГК – Н.С. Парфёнов

НК и ПЛ ВМФ

изделие «Айламa»

после 1977 - ~1985

ЦМНИИ «Агат»,

ГК – Н.С. Парфёнов

НК и ПЛ ВМФ

ЦВМ «Арфа»

1977 - 1992

ЦМНИИ «Агат»,

ГК – И.Ф. Мусатов

ПЛ проекта 667 БДРМ («Дельфин») – ИУС «Арбат» и «Альт»

 

 

 

ПЛ проекта 941 («Акула», «Тайфун») – ИУС «Арбат»

 

 

 

НК ВМФ – ПРО «Кинжал»

ЦВМ «Лада-2»

1980-е – 1991/?

ЦМНИИ «Агат», ГК – Е.К. Юферова

Гидроакустические комплексы

изделие МНК-200

1981-1991

«Гранит», ГК - Цейтлин

ПЛ проекта 971 («Щука-Б», «Барс»)

система АСОИ

1983-1986

ЦМНИИ «Агат»

НК океанографические

ЦВМ «Карат»

1980-е – 1991/3

НИИ «Квант», г. Киев

НК и ПЛ ВМФ

изделие «Беркут»

1990-1991

?

ПЛ ВМФ

Собственные разработки производственно-технического назначения и товары народного потребления

Освоение новых изделий обеспечивалось работой ОКБ, которое последовательно возглавляли В.О. Ледяев, Г.А. Подунаев, В.Ф. Саксонов, П.Д. Чуриков, Ф.Ф. Шнайдер, В.И. Захаров. На ОКБ возлагалось сопровождение серийной техдокументации, разработка контрольно-диагностической аппаратуры, разработка и производство товаров народного потребления. Свой вклад в серийное производство вносили лаборатория входного контроля (проверка микросхем, диодов, триодов и других комплектующих), лаборатория типовых испытаний (статические и динамические испытания приборов и узлов), отдел автоматизации и два опытных цеха. За четыре года с начала серийного освоения в ЦВМ «Арфа» - самой сложной и совершенной из корабельных ЭВМ 3-го поколения в её документацию специалистами завода было внесено 6000 конструктивных, схемных, технологических изменений. Заводские учёные М.И. Белый, Ю.В. Житков, Г.А. Подунаев, В.И. Приходько, М.П. Туль, В.П. Туробов и другие специалисты завода много лет исследовали теорию и практику управления научно-техническими разработками в морском приборостроении, создали и применили в работе много технических средств наладки и контроля электронной аппаратуры, выполнялись НИР и ОКР.

Специально для изготовления блоков ДЗУ-8 в г. Ереване был построен завод «Базальт». Низкая квалификация армянских девушек и отсутствие контроля качества привело к большому количеству брака. Военные моряки отказались от их продукции, и МСП решило производство кассет ДЗУ-8 передать заводу «Комета» с задачей освоить за 7 месяцев их выпуск в количестве 100 кассет ДЗУ-8 в месяц. Для этого требовалось 648 основных рабочих, а на «Комете» было только 516 человек – вчерашних школьников. Анализ структуры изделия, технологии его изготовления позволил определить оптимальный набор рабочих мест и обеспечить серийный выпуск требуемого количества кассет ДЗУ-8 при имеющейся численности рабочих.

По результатам исследований технического уровня производства завода были разработаны и внедрены в производство:

- прибор контроля соединений ПП, МПП и ПМ (ведущий конструктор Ю.И. Николаев),

- устройство бездефектной прошивки кассет ДЗУ (ведущий конструктор К.Г. Карманов),

- автоматизированный прибор контроля ДЗУ (ведущий конструктор В.А. Носачёв),

- комплексный прибор управления имитацией внешних устройств (ведущий конструктор В.Ф. Саланов),

- прибор автоматизированной проверки матриц магнитных ОЗУ (ведущий конструктор В.С. Шевченко).

Для повышения качества изготавливаемых модулей и приборов в заводских условиях было разработано с использованием магнитного барабана изделия «Весна» рабочее место для контроля печатных плат ЦВМ «Атака».

Для уменьшения корабельного ЗИПа и ремонта печатных плат в условиях объектовых баз, проверки блоков, модулей ДЗУ и ОЗУ, в ОКБ завода были разработана и изготовлена контрольно-диагностическую аппаратура «Домкрат» и «Череда».

По межзаводской кооперации на заводе изготавливалось различное технологическое оборудование и средства механизации.

Контроль правильности электрического монтажа (КЗ, отсутствие связи) створок и приборов обеспечивал разработанный стенд «Архипелаг», позволяющий контролировать 200 точек в секунду.

Разводка электрических цепей ячеек и блоков тонким изолированным проводом и его распайка осуществлялась автоматом «Курс-2» с программным управлением.

Для осуществления пооперационного программного контроля статических параметров логических блоков с автоматизацией процессов изготовления ПП, МПП и ПМ был разработан и изготовлен АСНК «Пеленг», позволивший снизить время наладки и контроля ячеек и блоков в 7-8 раз. Применение АСНК «Зонд-СМ» позволяло за доли секунды обнаружить все места повреждения в монтаже приборов.

Для автоматизации операций формовки, обрезки и лужения выводов ИМС и монтажа ИМС были разработаны и внедрены системы «Комета-131» и «Комета-121» соответственно. При изготовлении жгутовых изделий был применён способ непрерывной раскладки проводов с помощью разработанного на заводе промышленного робота-жгутоукладчика «Комета-111», в состав которого входят координатный стол «Аракс-2» и микропроцессорное устройство управления от диалогового вычислительного комплекса ДВК-2М.

Кроме того, изготавливались такие изделия как узел смены инструмента токарных станков с ЧПУ, установка резки и маркировки бирок, установка химического травления печатных плат, линия химического меднения отверстий печатных плат, робот-манипулятор для подготовки микросхем, приборы кодирования информации со встроенной СМ ЭВМ для Гомельского завода радиотехнического оснащения.

В последние годы существования завода 12 технических средств получили авторские свидетельства (автоматы «Аракс», «Аракс-3», «Аракс-100», автомат контроля «Пеленг» и др.), 19 рабочих мест удостоены золотых, серебряных и бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Вся выпускаемая заводская продукция должна была соответствовать требованиям ведомственной 24-й нормали. Контроль их выполнения, проведение периодических испытаний выпускаемой продукции обеспечивала стендовая лаборатория климатических и вибрационных испытаний всех выпускаемых новых приборов.

Во время перестройки, когда исчезали оборонные заказы, и вынужденно свёртывалось основное производство, на заводе разрабатывали и выпускали изделия различного применения:

- переговорное устройство для пенитенциарной системы "Сириус", изготавливалось в 1993 г . в цехе №12. Разработчик – предприятие г. Тольятти.

- прибор «Алтай-МТ», используемый при лечении раковых заболеваний. Устройство управляло перемещением на планшете головки с излучающей рентгеновской трубкой;

- электромузыкальные игрушки "Соловушка", «Венец» (ведущий конструктор А.В. Жемков);

- электронная дидактическая игра "Эрудит" (изобретение и разработка В.Н. Поликарпова);

- комплекс электронной аппаратуры "Венец" для вокально-инструментальных ансамблей (ведущий конструктор В.М. Михайлов);

- машины для приготовления фигурных изделий из теста (МФИТ) «Итилица-1», «Итилица-1М», «Итилица-2» (ведущий конструктор С.Е. Ермишкин);

- инфракрасный сушильный шкаф (ведущий конструктор В.А. Прохоров);

- изделие для агропрома «Август-Р» - система управления автоклава (ведущий конструктор Н.М. Яшин);

- модули «Гай» на МПП И БИС для нужд МО (ведущий конструктор В.Ф. Саланов);

- сенсорная панель-планшет «Флай» для персональных ЭВМ (ведущий конструктор В.М. Краморенко);

- манипулятор «Мышь» для персональных ЭВМ (ведущий конструктор В.М. Краморенко);

- оборудование для оснащения стоматологических кабинетов (стол техника-ортопеда «Рамтес-Комета» и рабочее место зубного техника «Экобокс») - ведущий конструктор В.Н. Поликарпов;

- стол кассового работника со счётно-денежным устройством для банков (ведущий конструктор В.И. Приходько);

- пожарные извещатели: дымовые, тепловые, комбинированные (ведущий конструктор В.А. Нерубацкий);

- технические средства для автоматизированных систем контроля и управления энергопотреблением (АСКУЭ), разработанная в ульяновском НПП САБсистема (В.Т. Болгов, В.И. Мирошниченко). Эта система была применена на Волжском заводе асбестотехнических изделий и в энергослужбе ОАО "Комета";

- автомобильный электронный коммутатор зажигания (ведущий конструктор М.А. Молодцов);

- прибор для измерения октанового числа бензина "Октанометр" (ведущий конструктор В.А. Нерубацкий);

- прибор для определения низкотемпературных свойств нефтепродуктов (разработан, но не производился);

- медицинская мебель;

- кухонная мебель.

Последним сложным электронным устройством, изготавливаемым заводом, было изделие «Корунд-10». Это устройство пожарно-охранной сигнализации в пассажирских железнодорожных вагонах было разработано в НПП "Специнформатика-СИ" (г. Москва), ГК – Ф.И. Шаровар. В 1992-2004 гг. именно этот заказ обеспечивал работой основное производство. Всего было изготовлено около 5000 комплектов. В серии это изделие получило обозначение УПС-ТМ. Ведущими специалистами на этом заказе были Л.И. Кныш, А.М. Морозов, В.А. Нерубацкий, Б.В. Саттаров, Л.В. Фёдоров. Кроме устройства «Корунд-10» на заводе изготавливали прибор пожарно-охранной сигнализации КОПС-32.

В качестве примера приведён перечень продукции за один из последних годов существования завода: игрушка «Буксир-Симбир» (121,2 тыс. шт.), модель «Сборный грузовик» (300 тыс. шт.), электромузыкальный календарь (80 тыс. шт.), велосипедное сидение (15 тыс. шт.), макаронные изделия (450 т); приборы 189 (5 шт.), 163 «Атака» (4 шт.), 196М (4 шт.), 198-02 (3 шт.), 187 (1 шт.), 187М (2 шт.), ЗИП прибора 187 (1 компл.), ЗИП прибора 198-02 (1 компл.), ЦВМ «Карат КМ-1В» с ЗИП (10 компл.), ЦВМ «Карат КМ-2К» с ЗИП (1 компл.), МЭСБ ДЗУ-8 (100 шт.), модули «Гай» (166 шт.),

Затем было развёрнуто производство элементов вентиляционных труб, стали оказывать услуги по лазерной резке металлов и других материалов, по порошковой окраске изделий из металла.

Имевший 153 тыс. м 2 производственных и бытовых помещений, завод сдаёт освободившиеся площади в аренду организациям и частным предпринимателям. Бывший корпус №2 полностью занят огромным магазином строительных материалов «Вектор». В других зданиях располагаются гостиничный и саунный комплекс с бассейном «Арт Ульяновск», фабрика «Симбирские окна», ульяновский филиал Московского педагогического государственного университета, автошкола ДОСААФ, управление пенсионным фондом и отдел ЗАГС Заволжского района и др. Ранее строго режимное предприятие ныне постоянно отделяет забором от основной территории отдельные здания, значительно уменьшая свои ныне неиспользуемые производственные площади, что свидетельствует о полном развале бывшего завода «Комета».

Обучение и социальная сфера.

При заводе «Комета как на базовом предприятии МСП в течение девяти лет функционировала учебная кафедра №66 «Автоматизация и роботизация технологических процессов и техническая кибернетика». Она создавалась совместно с С.-Петербургским институтом повышения квалификации (ИПК) руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности на основании совместного приказа двух заместителей Министра судпрома В.В. Полякова и Г.П. Воронина от 04.05.1984 г. за №29. Цель кафедры – дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации руководителей бюро, секторов, групп и участков, ведущих и старших инженеров и технологов монтажно-сборочного и контрольно-регулировочного производств путём максимального отражения в учебном процессе достижений науки, техники и передового опыта, активизации обучения за счёт использования возможностей объединения «Комета», с подключением к работе кафедры учёных и специалистов предприятия. Первая форма обучения – без отрыва от производства в течение 24 недель, один раз в неделю по 6 часов, переподготовка была рассчитана на специалистов ПО «Комета», НПО «Марс» и других предприятий региона. Вторая форма – с отрывом от производства, срок обучения 4,5 недели по 6 часов в день. Была создана лаборатория ВТ, оснащённая двенадцатью ЭВМ ДВК и двумя ЭВМ «Искра», лабораторные занятия проводились в цехах №11, №13 и №17. До закрытия кафедры в 1993 г . обучения прошли 2420 руководителей и специалистов, в т.ч. 477 иногородних.

Преподавательскую работу на кафедре вели: зав. кафедрой, к.т.н., действительный член Академии транспорта (1993) В.П. Краснов, д.т.н. профессор М.И. Белый, к.т.н. В.П. Туробов, доценты к.т.н. доцент М.П. Туль, к.т.н. В.И. Приходько, к.т.н. Г.А. Подунаев, к.э.н. Ю.В. Житков. К работе на кафедре привлекались специалисты завода: В.Г. Егорычев, Р.С. Нагуманов, И.И. Саушкин, П.Д. Чуриков. В 1992 г вместе с Министерством судпрома был ликвидирован ИПК, а затем и кафедра при заводе. В 1990 г . на заводе был открыт филиал ГПТУ №13, в котором через год на трёх курсах обучалось 65 человек.

В июне 1975 г . был открыт Музей трудовой славы завода (на площади 288 м 2 ), который позднее получил статус народного музея.

Как и многие предприятия СССР, завод «Комета» поддерживал своих сотрудников в бытовом отношении. Постановлением №654-Р от 06.05.1982 г. Ульяновского облисполкома ПО «Комета» для организации подсобного сельского хозяйства «Арчиловка» было передано 1475 га земли, в т.ч. сельхозугодий 1303 га , из них 1191 га пашни, сенокосов – 40 га и пастбищ – 72 га», а также основные средства на сумму 177 тыс. руб. В мае 1982 г . численность трудоспособного населения в дер. Арчиловка Старомайнского района составляла всего 16 человек. Завод возродил деревню, создал своё подсобное хозяйство и обеспечил своих работников маслом, мёдом, свининой и говядиной. С этой же целью были установлены контакты с совхозом им. Данилова.

Не оставалась без внимания и социальная сфера Заволжского района. Завод постоянно вёл строительство жилых домов, обеспечивая квартирами своих работников. Было построено 12 заводских детских садов. Все культурные и праздничные мероприятия проводились в собственном клубе «Солнечный», который был открыт в 1978 г . Ранее он работал как клуб самодеятельного технического творчества.

В июне 1980 г . начала официально работать поликлиника на территории предприятия. Приём (до 300 посещений в смену) вели терапевты, хирург, уролог, гинеколог, окулист, стоматолог, эндокринолог. Работали рентгеновский и физиотерапевтический кабинеты, лаборатория и медпункт. Ещё в начале 1970-х гг. был задуман санаторий-профилакторий на 100 мест в смену. Инициаторами строительства были А.Ф. Куцына и Р.И. Чванкина. Под строительство Ульяновский горисполком выделил площадку в лесопарковой зоне в 1 км от завода. Проектная документация санатория, как и всех объектов социальной сферы, разрабатывалась институтом Ульяновскгражданпроект. Строил и отделывал санаторий ОКС (начальник В.С. Добровольский). Осенью 1975 г . был открыт санаторий-профилакторий, названный древним именем р. Волги - «Итиль», первый главврач – В.К. Митрошин, затем Заслуженный врач РФ А.Ф. Куцына и И.Ф. Хаертдинов. Кроме здания профилактория построили одноэтажное здание в 400 м 2 , где разместили грязе- и водолечебницу, массажную, физкабинет, финскую баню с небольшим бассейном. В подвале – хранилище лечебной грязи. Во дворе санатория-профилактория пробурили две скважины: одна на глубину более 300 м , которая выдаёт питьевую (маломинерализированную) минеральную воду, используемую в лечении заболеваний ЖКТ, вторая на глубину 1000 м – высокоминерализированные рассолы, которые используются наружно.

Для заводских спортсменов, молодёжи и школьников Верхней Террасы был построен стадион «Заря» (начало строительства 1964 г .), функционирующий и поныне, лыжная база с освещённой лыжнёй.

С лета 1966 г . в Чердаклинском районе, примерно в 25 км от завода. начали строить загородный пионерский лагерь на берегу Юрманского залива Куйбышевского водохранилища, Облисполком выделил в лесу прямоугольную площадку около 3 га . День открытия лагеря – 1 июля 1968 г . В смену принимали до 300 детей, на первом слёте пионерской дружины лагерь назвали «Тимуровец». Кроме того, вблизи посёлка Горный Чердаклинского района, примерно в 50 км южнее Ульяновска, в лесу Белоярского лесничества на берегу водохранилища в 1967-1969 гг. построили загородную базу отдыха завода «Тургеневские зори». Под базу была отведена территория 2,5 га векового соснового леса с обилием ягод и грибов.

Большое значение для завода и района имела и имеет автономная заводская котельная на 5 котлов мощностью 150 Гкал/час. Она круглогодично обеспечивала производство теплом, горячей водой и паром, а также отоплением жилые дома Верхней Террасы, а ныне служит источником доходов завода.

Обладая солидной производственной базой, завод постоянно выполнял поручения советских и партийных органов. Например, к 100-летию В.И. Ленина по заданию первого секретаря Ульяновского обкома КПСС А.А. Скочилова завод восстанавливал ранее некачественно сделанное серебряное покрытие медного горельефа В.И. Ленина, установленного на южной стене Мемцентра. Потребовалось 18 кг серебра из заводских запасов. Заводчане делали потолки и светильники (250 шт.) Мемцентра, 50 витрин, 47-ми метровую стелу с гербом на площади им. 30-летия Победы. Изготовили алюминиевые витражи (окна, двери) речпорта, театра драмы и ДК профсоюзов. К 30-летию Победы в 1975 г . изготовили 5,5-метровую титановую звезду для обелиска Славы и установили её.

В завершении следует отметить, что первоначально завод праздновал день своего рождения 3 декабря каждого года, снимая залы Мемцентра или ДК профсоюзов. Но зимой праздник не получал должного размаха, и в 1968 г . было решено проводить «День предприятия» в первую субботу июня на заводском стадионе «Заря» с приглашением всего коллектива завода на праздник. А 3 декабря решили устраивать «День открытых дверей» предприятия.

Завод «Комета» заслуживает более объёмного и подробного описания истории его становления и развития, роли в производственном процессе всех его многочисленных цехов и отделов, участия многих рабочих, инженеров, технологов и других уважаемых работников (фото 17, 17-1), и особенно роль В.П. Краснова, в подготовке производства, изготовлении и сопровождении вышеописанных изделий.

Источники:

1. Воспоминания ульяновцев – работников завода «Кометы» - О.Н Гавриленко, Т.В. Ёлкиной, Н.А. Каричашвили, Г.Ф. Казанцева, В.С. Кныша, С.С. Логачёва, А.В. Михайлова, А.В. Ойкина, П.П. Савина, В.Ф. Синицына, В.В. Ульянова, Л.В. Фёдорова, Л.Л. Фёдоровой, А.В. Хохлова, В.А. Шакуна, Ф.Ф. Шнайдера, а также В.О. Ледяева (г. Севастополь), Я.А. Хетагурова (г. Москва).

2. Краснов В.П. 30 лет в строю. М. Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов. – Ульяновск: Типография ПО «Комета», 1991

3. Краснов В.П. Теория и практика морского приборостроения в г. Ульяновске. – Ульяновск, машинопись, 1999

4. Ульяновская-Симбирская энциклопедия, т. 1. – Ульяновск: Симбирская книга, 2000

5. Судостроение России. Биографическая энциклопедия. – М.: Столичная энциклопедия, 2008

6. Павлов А.С. Военно-морской флот России и СНГ 1992 г . вып. 2 – Якутск.: 1992

7. Шант К. Современные подводные лодки. – М.: Омега, 2009

8. История отечественных управляющих вычислительных машин (1955-1987 гг.). Под ред. Я.А. Хетагурова. – М.: Труды Виртуального компьютерного музея, 2011

9. 70 лет дорогой побед и свершений. ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат». – М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2012

10. Воронин Г.П. Судостроение и флот – трудные времена. – М. Русский биографический институт, 2001

Перечень сокращений:

АООТ – акционерное общество открытого типа

АСНК – автоматизированная система наладки (и) контроля

АСОИ – автоматизированная система океанографических исследований

БПК – большой противолодочный корабль

бит – двоичный разряд

БИУС – боевая информационно-управляющая система

БЦВМ – бортовая цифровая вычислительная машина

ВДНХ – выставка достижений народного хозяйства

ВМиП – вычислительных машин и приборов

ВМФ – военно-морской флот

ВТ – вычислительная техника

г. – город

га – гектар

ГИ – главный инженер

ГИС – гибридная интегральная схема

ГК – главный конструктор

Гкал – гигакалория

ГПТУ - городское профессионально-техническое училище

ГСПИ – государственный союзный проектный институт

ДВК – диалоговый вычислительный комплекс

ДЗУ – долговременное запоминающее устройство

ДК – Дворец культуры

др – другие

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

зам. – заместитель

ЗИП – запасное имущество и приборы

ЗУ – запоминающее устройство

ИПК – институт повышения квалификации

ИТО – индикатор тактической обстановки

ИТР – инженерно-технические работники

ИУС – информационно-управляющая система

КБ – конструкторское бюро

КБПА – конструкторское бюро промышленной автоматики

КЗ – короткое замыкание

КПСС – коммунистическая партия Советского Союза

КР – крылатая ракета

КРУ – коммутационно-распределительное устройство

к.т.н. – кандидат технических наук

КЦВС – корабельная цифровая вычислительная система

к.э.н. – кандидат экономических наук

ЛИАП – ленинградский институт авиационного приборостроения

ЛИИЖТ – ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта

МВТУ – московское высшее техническое училище (имени Баумана)

МГц - мегагерц

МИИТ – московский институт инженеров транспорта

млн. - миллион

МНК – морской навигационный комплекс

МО – министерство обороны

МПП – многослойная печатная плата

МРП – министерство радиопромышленности

МСП – министерство судостроительной промышленности

МУО – машина управления отображением

МФИТ – машина (для приготовления) фигурных изделий (из) теста

МЭСБ – магнитно-электронный системный блок

НАТО (англ.) – Организация Североатлантического договора

НИИ – научно-исследовательский институт

НИР – научно-исследовательская работа

НК – надводный корабль

НМБ – накопитель на магнитном барабане

НМЛ – накопитель на магнитной ленте

НПО – научно-производственное объединение

НПП – научно- производственное предприятие

ОАО – открытое акционерное общество

обл. – область

ОЗУ – оперативное запоминающее устройство

ОКБ – особое конструкторское бюро

ОКР – опытно-конструкторская работа

ОКС – отдел капитального строительства

ОТК – отдел технического контроля

ПВО – противовоздушная оборона

ПЗ – представитель (представительство) заказчика

ПЛ – подводная лодка

ПЛО – противолодочная оборона

ПМ – проводной монтаж

ПО – производственное объединение

ПП – печатная плата

РК – районный комитет

руб. – рубль (рублей)

СВС – специализированная вычислительная система

СССР – Союз Советских Социалистических республик

СЦВМ – специализированная цифровая вычислительная машина

т.ч. – (в) том числе

ТЭЗ – типовой элемент замены

УАПК – ульяновский авиационно-промышленный комплекс

УБПК – устройство бездефектной прошивки кассет

УМЗ – ульяновский машиностроительный завод

УПС-ТМ – установка пожарной сигнализации – транспортная модернизированная

УРО - ударное ракетное оружие

УС – управляющая система

ХИП – характронный индикаторный прибор

ЦВМ – цифровая вычислительная машина

ЦВС – цифровая вычислительная система

ЦВТ – цифровая вычислительная техника

ЦК – Центральный комитет

ЦМНИИ – Центральный морской научно-исследовательский институт

ЧПУ – числовое программное управление

ЭВМ – электронная вычислительная машина

ЯКм – ящик коммутационный

К – 1024 бит