Назад
На главную страницу

П. Мартынов. Город Симбирск за 250 лет существования

9) Симбирская железная дорога.

Вопрос о соединении Симбирска с центральною сетью железных дорог первоначально возник в конце 60-х годов, когда железнодорожное дело, развиваясь в России с необыкновенною быстротою, составляло самую характерную черту тогдашняго экономическаго ея положения. В то время чуть не каждый день приходилось слышать о концессии, или о составлении новаго проекта, или об изысканиях, или наконец, об окончании строившейся дороги. Одновременно с проектом о соединении железною дорогою Моршанска, через Пензу, с Самарою и далее, с Оренбургом, возникали и обсуждались разные другие проекты этого рода. Изыскания от Пензы до какой либо пристани на Волге, в окрестностях Самары, производил барон фон-Кене; тогда же был проект о соединении Нижняго-Новгорода с Оренбургом, через Симбирск и Самару. (Симб. Губ. Вед. 1868 г., № 125.) В 1869 году, уполномоченные от Симбирскаго губернскаго земства ходатайствовали о проведении железной дороги из Сызрани, через Симбирск и село Промзино, Алатырскаго уезда, до Мурома. (Симб. Губ. Вед. 1895 г., № 132).

13 ноября 1869 года разрешено было инженеру Эвальду произвести, на собственный счет, изыскания для железной дороги от Москвы до Симбирска, через города. Егорьевск, Касимов, Елатьму, Ардатов, Арзамас и Алатырь. Тоже № 95.) В 1883 году Нижегородское городское управление прислало в Симбирскую губернскую земскую управу свой проект соединения Нижняго-Новгорода с Алатырем и с Казанью. (Тоже № 18.) Однако, все перечисленные проекты и изыскания не привели к благопрятному результату. 13 Июля 1884 года последовало Высочайшее разрешение на производство изысканий направления Муромо-Сызранской железной дороги, через Ардатов, Алатырь, Промзино и Карсун. Симбирское губернское земство ассигновало на эти изыскания 36,000 рублей, (Тоже № 57.) но опять-таки благоприятнаго результата не последовало.

Этот последний проект, оставлявший в стороне Симбирск, вызвал движение в пользу соединения Симбирска с Алатырем, который и по всем предыдущим проектам считался за особо важный пункт, благодаря своему положению около р. Суры и на большом Московском тракте, покоторому издавна расположились значительныя селения, многия фабрики и другия промышленныя заведения. В то же время Министерством путей сообщения был выработан проект Муромо - Казанской линии, через Алатырь, и когда сведения обутверждении этого проекта достигли Симбирска, наше городскоеуправление озаботилось составлением экономическо-статистическаго обзора района дороги от Симбирска до Алатыря.

Выработанныя данныя, ходатайство земства, заявление Военнаго Министра о необходимости для военнаго ведомства Симбирско-Алатырской линии — все это давало надежду на то, что Симбирскбудет иметь железную дорогу в том направлении, которое идо сих пор представляется наиболее выгодным для города. Но, обстоятельства заставили правительство отложить постройку Муромо-Казанской линии и заняться постройкою других дорог, поставленных в первую очередь, а вследствие этого и вопросо Симбирско-Алатырской линии не получил никакого разрешения. Между тем тогда уже прочно установилось движение по Моршанско-Сызранской дороге и выяснилось значение этого пути для Симбирска, как несомненно ослабившее его торговлю, вследствие отдаленности его, во все зимнее время, от удобных путей сообщения, так что когда Казань исходатайствовала длясебя дорогу в новом направлении Рязань — Казань, то снованачалось движение в пользу Симбирско-Алатырской линии и даже со стороны правительства предприняты были по этому путиновыя изыскания, порученныя инженеру Вяземскому.

Однако и на этот раз встретились препятствия — возникли два новых проекта: первый — о соединении Симбирска с Саранском, составленный представителями г. Карсуна и поддержанный Симбирским губернским земством, и второй — о постройке Батрацко - Чамзинской линии, в стороне от Симбирска, поддержанный удельным ведомством; кроме того, общество Московско-Казанской дороги, которому предложено было взять на себя постройку Симбирско-Алатырской линии, не сочувственно отнеслось к этому. (Симб. Губ. Вед. 1894 г., №№ 18 и 19.) Тогда Симбирское городское управление решило обратиться к частным предпринимателям - капиталистам, которые согласилисьбы взять на себя постройку линии на Алатырь, хотя бы узкоколейной.

Предприниматели нашлись, но они ставили первым условием участие местнаго населения в подписке на облигации: при узкоколейной дороге — на полмиллиона рублей (Поляков), а при ширококолейной — на два миллиона рублей (Бодиско и Бадер) Журн. Думы 26 ноября 1893 года.) Французское анонимное общество, через представителя своего, директора-распорядителя издаваемой в Париже газеты, L'Union, предложило более удобныя условия, (Тоже 29 августа, 7 сентября и 9 ноября 1894 года.) но потребовало гарантиюна 4% годового дохода с капитала, который будет им израсходован на постройку дороги. (Тоже 2 марта 1895 года.) На все приведенныя условия городское общество согласиться не могло.

Равным образом город не мог принять условия общества юго-восточных железных дорог на соединение Симбирска с Пензою (Журн. Думы 29 августа 1894 года. Одновременно с этим Симбирское губернское земство хлопотало о соединении Симбирска с Кузнецком, но тоже безуспешно. (Симб. Губ. Вед. 1894 г., № 63) и общества Московско-Казанской железной дороги на постройку линии от Батраков на село Березники, Карсунскаго уезда, с ветвию на Симбирск. (Журн. Думы 31 августа 1895 года.) В виду этого, городская дума 6 ноября 1895 года постановила ходатайствовать о соединении Симбирска железною дорогою в каком бы то ни было направлении, (Тоже 6 ноября 1895 года.) так какстало очевидным, что путь на Алатырь не удастся.

Наконец, после двадцатипятилетняго ходатайства о соединении Симбирска железною, дорогою с другими русскими городами, в конце 1895 года, получено было известие, что правительство разрешило Московско-Казанскому обществу постройку линии Батраки-Рузаевку, с ветвию на Симбирск и в начале I896 года выяснилось, что. Симбирск будет соединен со станциею Вырыпаевкою, Карсунскаго уезда. (Журн. Думы 13 декабря 1895 года и 21 февраля 1896 года.) Постройка этой дороги, а также подгорной ветви к пароходным пристаням, началась весною 1897 годаи в настоящее время уже близится к окончанию. В последнеевремя Симбирску еще посчастливилось: есть основание предполагать, что железнодорожный путь на Уфу пойдет через Симбирск, при чем у нашего города будет построен мост через Волгу. Нет сомнения, что все это оживит торговлио, разовьет общественную жизнь в Симбирске и вообще подниметзначение его среди городов по Волге. Железная дорога явится для Симбирска таким же внешним толчком, какими было, вначале 70-х годов, быстрое развитие пароходства по Волге иможно быть уверенным, что навязываемое ныне Симбирску название соннаго города, сделается вскоре анахронизмом.