Назад
На главную страницу

Ат Табари  839-923 г. …Затем народ абхазов, народ банджар, 77 народ баланджар 78 и народ алланов 79 объединились для вторжения в страну Хосроя Ануширвана  (531-579 г.) и выступили в Армению, чтобы подвергнуть ее население грабежу. Их путь туда пролегал по ровной удобопроходимой территории, и на первых порах Хосрой не обращал внимания на их действия, но как только они вступили в его страну, он направил против них войска, которые вступили с ними в сражение и уничтожили всех, кроме 10000 человек; этих они захватили в плен, и они были расселены в Азербайджане и прилегающих областях.

Еще Фируз построил в стране Сул 80 и стране алланов каменное сооружение с целью оградить свою страну от посягательств со стороны этих народов, а сын Фируза, Кобад, построил в этих местах еще много новых сооружений и наконец, когда воцарился Хосрой, он велел построить в стране ул 81 ряд городов, крепостей, валов и много других сооружений из камня, добытого в области Джурджана; все это должно было служить защитой и убежищем для населения его страны в случае нападения на них врага.

Самым сильным, отважным и мощным из турок был хакан Синджибу, 82 и у него было больше всего войска; это он вступил в бой с Вазром [или Варзому], царем эфталитов, нисколько не устрашившись их многочисленности и силы, убил их царя Вазра и все его войско, захватил в виде добычи их богатства и овладел их страной, за исключением той ее части, которая ранее была завоевана Хосроем. Синджибу склонил на свою сторону абхазов, банджаров 83 и баланджаров, 84 так что они изъявили ему свою покорность. Они сообщили ему, что цари иранские всегда защищались от них уплатой выкупа, посредством которого они удерживали их от вторжения в свою страну. Тогда Синджибу выступил во главе 110000 воинов, подошел к пограничным областям Сула 85 и отправил Хосрою угрожающее и высокомерное требование, чтобы он прислал ему деньги, а абхазам, банджарам и баланджарам тот выкуп, который им уплачивали до воцарения Хосроя, а если Хосрой не поспешит послать ему то, что он требует, то он де вторгнется в его страну и нападет на него. Но Хосрой не обратил внимания на его угрозы и не согласился ни на одно из его требований [455] вследствие того, что он возвел у ворот Сула укрепления и вследствие защищенности тех путей и дорог, по которым приходилось идти хакану Синджибу; помимо этого, Хосрой знал, что по его распоряжению границы Армении охраняются отрядом в 5000 воинов, конных и пеших. хакан Синджибу узнал, что Хосрой укрепил границу Сула и не солоно хлебавши ушел восвояси вместе с теми, что были с ним. И враги, обитавшие против Джурджана, 86 при наличии тех крепостей, которые по приказу Хосроя были возведены вокруг него, не могли делать набегов на него и не могли овладеть им...

XXIII

896 [Во время своего коронования] Хосрой напомнил людям о тех потерях, о том уничтожении их веры и расстройстве их дел в отношении детей и средств пропитания, которые они претерпели, 87 и сообщил им, что он подумает о том, 897 как это исправить и прекратить. Он побуждал народ к взаимной поддержке, а затем велел отрубить головы главарям маздакитов, а имущество их разделить между нуждающимися. Он убил большое количество тех, кто ходил и отбирал имущество людей, и вернул имущество его собственникам. Он распорядился, что всякий ребенок, относительно происхождения которого существовало сомнение, был приписан к тем лицам, у которых он находился, если не был известен его отец, и получал долю наследства после того лица, к которому он был приписан, если тот его признавал. Относительно женщин, которые были насильно принуждены отдаваться, он распорядился, чтобы с насильника был взыскан в пользу женщины махр, 88 который удовлетворил бы ее семью, а затем ей представлялось по собственному выбору либо остаться у него, либо выйти замуж за другого, если только у нее уже не было раньше мужа, а в последнем случае она возвращалась мужу. Далее Хосрой распорядился, чтобы со всякого человека, причинившего ущерб имуществу другого человека или насильно что-либо отнявшего у него, взыскивалось то, что следует, а затем насильник подвергался наказанию в соответствии с совершенным им проступком. Хосрой распорядился также, чтобы дети знатных, потерявшие своего кормильца, записывались за ним, но дочерей он выдавал замуж за ровней, и приданое приобреталось за счет государственной казны. Юношей он женил на девушках из знатных домов, платил за них [выкуп [456] за невест], обеспечивал их и приказывал им быть при его дворе, чтобы использовать их в своих делах. Женам своего отца он предоставил на выбор, остаться вместе с его женами на равном положении и пребывать на таком же содержании, как они, либо подыскать им мужей из равных по знатности.

Хосрой велел рыть каналы и водопроводы, велел выдавать ссуды владельцам культурных земель и оказывать им поддержку; равным образом он велел восстановить все разрушенные плотины и сломанные каменные мосты и все разрушенные селения, приведя их в наилучшее состояние, в каком они находились ранее. Затем он заботился о всадниках (рыцарях); если кто из них не обладал достатком, он оказы 898 вал ему поддержку, снабжая его конями и снаряжением; кроме того, он назначил им постоянное содержание. Он организовал надзор за храмами огня, привел в порядок общественные дороги и построил на дорогах замки и крепости. Он выбрал судей, сборщиков податей и наместников и тем из них, кого назначал на должность, давал самые обстоятельные наказы. Далее он занялся изучением жизни Ардашира, его писем и судебных решений и стал руководствоваться ими, побуждая к тому же и народ.

После того как власть сосредоточилась в руках Хосроя и вся страна стала ему покорна, он после ряда лет царствования отправился против Антиохии, где находились высшие начальники войск кесаря, и овладел этим городом. Затем он велел нарисовать себе план города Антиохии с указанием его размеров, количества жилищ, улиц и всего, что там было, и велел построить рядом с Мадаином 89 город но такому же плану. Тогда и был построен по плану Антиохии город, известный под названием Румиййа. 90 Затем он велел вывести жителей Антиохии и поселить их в этом [новом городе]; когда они вошли в ворота города, обитатели каждого антиохийского дома пошли в свое жилище, похожее на то, в котором они жили в Антиохии, как будто они этот город и не покидали. Затем Хосрой выступил против Гераклеи, занял ее, а равно и Александрию 91 и те земли, что лежат по сию сторону. Часть своих войск он оставил на ромейской 92 земле, после того как кесарь изъявил ему покорность и уплатил ему выкуп. Затем он вернулся из страны ромейцев 93 и направился против хазар и отомстил им за тот ущерб, который они нанесли ему в лице его подданных…

77  Чтение сомнительное, видимо, искажение пехлевийского бурджар, бураар — «булгары» (ат - Табари, Глоссарий, стр. DXCI).

78  Баланджар — древняя столица хазар, севернее Дербенда; впоследствии столица была перенесена в Итиль,  где она уже находилась при жизни ал-Мас'уди (BGA, III, стр. 62; И акут, I, стр. 729); Ибн ал-Факих приписывает постройку города Баланджара Хосрою (!); он же говорит и о реке этого имени (BGA, V, стр. 288 и 293). Здесь это название, очевидно, употреблено в качестве этнического термина для обозначения хазар.

79  Алланы в течение всего средневековья упоминаются в качестве одного из главных народов, населявших Кавказ (ср.: Th. Noeldeke, ук. соч., стр. 157, прим. 3).

80  Сул — здесь Джурджан; ср. прим. 46.

81  Или в стране народа Сул; ср. прим. 46.

82 Синджибу — SilzibouloV византийских авторов (ср.: Th. Noeldeke, ук. соч., стр. 158, прим. 2).

83  См. прим. 77.

84 См. прим. 78. 85 См. прим. 80..

87  В связи с распространением учения Маздака.

88  Махр в мусульманском праве — та сумма, которую муж обязан уплатить в виде обеспечения своей жене; у кочевников эта сумма в виде калыма уплачивается ее родителям или опекунам. В рассказе ат-Табари естественно сказывается мусульманская концепция юридических отношений.

90  По-персидски — Румакан; Antioceia Cosroou Прокопия (Pers., 2, 14). Ср.: Th. Noeldeke, ук. соч., 165 сл., прим. 4.

91  Как отмечает Нельдеке (Th. Noeldeke, ук. соч., стр. 166, прим. 2), тут имеется налицо смешение с завоеваниями Хосроя II.

92  Византийской; ромейцы (по арабски — рум)= византийцы.

93  См. прим. 92.