Назад
На главную страницу

Праславяне 4-7 века

Историк 6-го века н. э. Иордан описывает жившие в то время на Волге различные племена. Из них нас заинтересовали два племени, которые им обозначены не с традиционным окончанием " - нес" (меренс, морденс и т.д.), а необычно: имнискары и роги. Территориально эти народы как раз вписываются в регион Среднего Поволжья, междуречья рек Волги и Свияги. С большой долей волюнтаризма мы их обозначили, как отдельные племена, хотя они и имеют общий ритуал, отличающий их от всех близлежащих народов (сжигание умерших с последующим захоронением их праха в горшках), но формы святилищ у имнискаров и рогов разные.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ.

Селились они в истоках оврагов (где равнина переходит в овраги - здесь находится зона смыва гумусированных частиц), поэтому и самые богатые почвы, которые они использовали для пашни, сенокоса.

Поселения устраивали, как правило, на широтных (запад-восток) стрелках-мысах, шириной не более 50-70 метров. Это имело практическое значение. Южная экспозиция оврага нагревается больше, чем северная, потому здесь всегда присутствует ветер, что отгоняет насекомых.

Здесь же они делали запруды, наподобие бобровых (глубиной до 3 м, сейчас верхний горизонт воды обозначен иловатой прослойкой), которые не прорывались талыми весенними водами и в них можно было хранить выловленную рыбу, купаться, стирать и т. д.

КРЕМАЦИЯ УМЕРШИХ

Кремация умерших иминискар происходила в стороне от святилища. Сломанные и обожженые в огне артефакты лежат на глубине до 0.5 м. Везде мелкие сожженые кости размером 1-2 см и древесный уголь. Здесь же вырывали неглубокую яму размером около 70 см, небольшой глубины, насыпали на дно песок (сейчас песок плотный, обожженый, черный) сажали покойника и сжигали (...и посадили его на матрац и подперли его подушкамии...ибн-Фадлан описывает процесс).

Мужские комплексы содержат множество пряжек ременных и пряжек конской упряжи, определенного вида амулеты и небольшое количество ременных накладок (любопытно, что их не более двух одинаковых, хотя на поясе их десятки). Поврежденные односторонние мечи датируются 5-6 веком н. э., а найденные в Скандинавии 9-10 веком. Здесь же одна трехгранная стрела и в каждом мужском захоронении она присутствует. Создается впечатление, что сжигали не полностью личные вещи умершего, а небольшую часть, не считая обязательных амулетов.

Женские комплексы бедные - амулеты другого вида, ножи и, главное отличие от мужских - в них ставили горшки с ритуальной пищей.

Выходит что прах мужской половины хоронили в святилищах вместе с горшками, а женщин - где сжигали - там и ставили горшкии т. е. в святилище только мужчины. Время захоронения 2-я половина 5 в. -1-я половина 6 века.

СВЯТИЛИЩА

Святилища рогов создавались на стрелках оврагов. С одной стороны глубокий ров, неподалеку капище - площадка, приподнятая на 1 метр, диаметром 8-10 метров, с 8 кострищами. Как правило, на таком типе святилища никаких находок нет. Захоронение умерших производилось в отдельностоящем некрополе.

Святилища имнискаров также находится на стрелках оврагов и отделено глубоким рвом. На широкой части насыпано возвышение высотой 5-7 м со спускающейся с него дорогой в цирк. Цирк круглый или овальный диаметром около 30 метров, где и хоронили прах умерших в горшках, рядом ставили горшки с ритуальной едой. Здесь же клали разбитые каменные амулеты и некоторые поломанные личные вещи умершего (основные вещи оставались на месте кремации).

ОТКУДА ПРИШЛИ

Найденные горные породы, не встречающиеся в нашем регионе: агат (Ю. Урал), розовый кварцит (Урал), тальк с известняком (Ю. Урал), мрамор (Ю. Урал, г. Ямантау). Из этих пород сделаны или разбитые амулеты, встреченные в некрополе (Поливно) или каменное орудие (жилище в Красном городке), к тому же встреченные в таких глухих лесах и на глубине залегания культурного слоя, что случайного привнесения быть не может, доказывает приход этих народов с территории Южного Урала, поблизости от г. Аркаим. Подтверждение - способ плавки руды в домницах с поддувом от воды - у ранее пришедших (с. Ипподром).

КОГДА ПРИШЛИ

Датировка по времени определяется по ременным пряжкам (с утолщением в и без щитков), браслетам. Это 3 век от р. х.

ОСНОВНОЕ ЗАНЯТИЕ

Главная цель их была добыча железа из местной руды - сидерита* и биосидерита. Везде большие, в некоторых местах громадные (высотой до 1 м, шириной до 5 м) кучи шлака. Косвенным доказательством прихода из Южного Урала (а там горная порода и температура плавления руды 1200 град. Ц. и обязателен поддув) служит то, что самые ранние пришедшие сюда люди использовали при выплавке железа домницы с поддувом (Ипподром). Они даже делали траншеи к ручью, как в Аркаиме, чтобы усилить воздушную тягу. А когда поняли, что сидерит плавится при 900 град. Ц., то стали рыть горны прямо в земле (Поливно)

ЖИЛИЩА

Жилища рогов - дом 5х5 метров с заглублением в грунт 0.8 -1 м, очаг посредине. По обеим сторонам очага стояли деревянные нары шириной 1,5 метра. Очаг использовался для варки пищи и для получения железа, найдено много шлака и сидерита. Вокруг домов 3-5 хозяйственных ям. Нахождение ровного дубового луба позволяет предположить, что крыши, а может быть и стены строились не из бревен, а из больших пластов луба с заполнением промежутка сухим сеном.

Жилища имнискаров - надземные, никаких углублений нет, место дома прослеживается только по частоте находок и гумусному слою. Ямы возле них - или ледники для хранения продуктов или хозяйственные постройки, в них небольшой гумусный слой 8-10 см. Располагались дома беспорядочно в 10-30 метрах от бровки оврага. От домов к ручью ведут или узкая насыпная стрелка или тропа. В отдельных случаях зона выплавки железа, где много шлака без железа, находилась в стороне. Куски шлака с большим содержанием железа встречались по всей жилой территории. Судя по найденным кузнечным инструментам, кузни располагались неподалеку от жилищ. Перед домами, видимо находились огороды и загоны для содержания домашних животных - гумусный слой большой, а находок немного.

В поселении Синбир нами обнаружено чистая от сорняков культура проса. Встречен только один вид сорняка - марь белая (лебеда), что очень удивительно. Современный огородник знает сколько их в нашем регионе. При обычной вспашке целины сорняки бы присутствовали в большом разнообразии, а здесь чистая культура. Мы предположили, что огороды делались насыпанием земли слоем 15-20 см прямо на траву. Только в этом случае сорняки погибнут, а культура будет чистой. Это доказывает и тот факт, что овраги у селищ крутые, отсюда и брали землю.

ПОСУДА

Посуда одинакова у обеих культур - керамическая и долбленная деревянная. Кухонная керамика с включениями биогематита (подробнее в статье)и шамота (шамот - включение кусков обожженной глины в тесто горшка): кухонная груба, ритуальная для захоронения - гладкая, как правило, неорнаментированная, но иногда по краю венчика встречаются насечки. Горшки с трещинами сшивались кожаными шнурами через проделанные отверстия. Емкость горшков от 0,5 литра до 15 литров. И у рогов и у имнискаров встречаются глиняные миски емкостью 0,5 - 1 литра.

Выдолбленная из дерева посуда покрывалась глинянными крышками, иногда с воздушным затвором.

ОРУДИЯ ТРУДА

Топоры встречаются двух типов: хозяйственные и боевые. Как видно, хозяйственные топоры узкиие, в данной местности это целесообразно, т.к. основная порода здесь была дуб (по Строельной книге города Синбирска 1654 г. видно, что дуб занимал 70% лесной площади). Широкое лезвие топора отскакивает от дуба, особенно сухого, а узкое лезвие для рубки оптимально. Топоры изготовлялись из двух частей: отдельно проушина, отдельно режущая часть, соединялись они кузнечной сваркой. Был замечен эксперимент - внутри проушины находился обогащенный сидерит. Что это - гальваника или оплавка, пока не ясно. Боевые топоры легче хозяйственных, изготовлены тем же способом.

Ножи стандартные, с закругленным хвостовиком, разных размеров от 5 до 25 см. Во многих культурах того времени ножи так же с закругленным хвостовиком.

СТРЕЛЫ, КОПЬЯ

Мало стрел на поселениях, вероятно главный доход был с торговли. Стрелы обычные листовые и двурогие, на водоплавающую дичь. Копье - 5 век.

Шилья - с одной стороны квадратные, с другой круглые, так же разных размеров.

Тесла разные, для снимания луба и для выдалбливания деревянной посуды.

Наральники небольших размеров, что указывает на начальную стадию развития земледелия. Возможно они служили как тяпки для уничтожения сорняков.Совсем не находим тесаков для вспашки задернованых лугов.

Из всех найденных железных предметов 5% совсем неоржавелые, хотя пролежали в земле 1.5 тыс. лет. Они измельчали магнитомагнетит, разводили в воде, смесь прилипала к изделию, сушили и обжигали.

В поселениях, где есть находки боевых стрел и обломаных панцирных бронепластин, мы находим брошенный или утеряный кузнечный инструмент, в поселениях же без следов боестолкновений находок кузнечного инструмента нет.

ПИЩА

Роги всеядны. Встречены кости крупных рыб (белуг, сазанов, лещей), бобров, мелких и крупных зверей. Крюки для подвешивания туш - крупные.

У имнискаров кости только мелких животных, птиц (крючки небольшие, предназначенные для подвешивания крупных птиц (гусей, глухарей, лебедей и т.д.), рыбьи кости только в жертвенной пище. Но много рыболовных крючков разного размера (вероятно для продажи)

Серпы разных размеров (праворучные и леворучные), даже детские, ими срезали съедобные растения для повседневной пищи (орляк, сныть, крапиву, борщевик) и для сбора урожая зерновых (проса, овса и т. д.), тесла и наральники могли использоваться для выкапывания корнеплодных (зопника, таволги шестилепестная "земляные орешки"). Их можно есть сырыми, у них миндальный привкус. Возле поселений всегда видны эти растения, иногда в глухих местах - поля. В культуре корнеплоды в несколько раз крупнее).

Косой-горбушей косили сено для скота. У косы - тупой кончик. Ей удобно косить по кочкарникам. Косвенный признак, что в то время был сырой климат и муравейники выходили на поверхность почвы. В наше время такое бывает, когда несколько лет подряд бывает сырое лето.

ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ, АМУЛЕТЫ

Ременные пряжки 3 века - железные, поздние - бронзовые, железные со щитком. Заколок для одежды много - десятками.

Украшения и амулеты соответсвуют 3-6 веку н.э. и разным археокультурам: ломоватовской, верхнеучанской, бахмутинской и т.д. Удивительно повторяющееся число элементов орнамента - 8.

Разбитый каменный амулет ежа, найденный в некрополе. Тамга - знак рода.

Фигурка глухаря с ритуальным отверстием.

Пряслица всегда биконические, изготовлены из глины.

ДОРОГИ

По дорогам видно, что это лесные народы. Вернее тропы шириной 30 см, глубиной 10-15 см.

Лошади небольшие, размеры подков раза в 2 меньше современных, прилив только с передней стороны. Подковные гвозди обычные. Вьюки крепились на лошадях вьючными крюками. Псалии немного отличаются от современных.

ЗАПРУДЫ

У рогов, повидимому был культ воды. Они делали запруды до 3-х м высоты и сжигали умерших на площадках, искусственно сделанных рядом с прудом.

У иминскаров запруд меньше - они, видимо почитали солнце.

Анализ

Народов, где бы сжигали умерших в 3-10 в. на территории Восточной Европы немного. Это черняховская, зарубинецкая, именьковская археокультуры. Ибн-Фадлан описывает сжигание русса в 10 веке.

Поврежденные односторонние мечи датируются 5-6 веком. Найденные на Скандинавском полуострове - 10 веком.

В " Книге Ахмада ибн-Фадлана ибн-Аль'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада, клиента Муххамада ибн-Сулаймана, посла Аль-Муктадира к царю славян" словосочетание "царь славян" встречается много раз. (10 век)

...Земли Блкаров граничат со странами Фрдасов. И между странами Блкаров (с) и Фрдасов — три дня пути. И их (Болгар) жилища находятся на берегу реки Итиля; и они (Болгары) — между Фрдас-ами и Славянами, и они малочисленны, около 500 отцов семейств. Их царь называется Алмс и исповедует ислам. Хазаре ведут с ними торговые сношения и также (р) Русы... (Ал-Бекри. 10 век)

Орнаменты, найденные здесь находят продолжение в славянско-русской культуре. Славянские переплетения узоров видны и в деталях конской упряжи, правда пока непонятной во времени.

Камни, найденные в поселениях имеют Ю-Уральское происхождение.

Вывод

Славяно-русская культура начиналась на Южном Урале и в 3 веке пришла в наш регион. После прихода булгар часть племен ассимилировалась, а большая часть ушла - куда, пока непонятно, но есть возможность поискать ее западнее по форме святилищ и артефактам, показанным в нашей статье.