Назад
На главную страницу

Т.Г. Масленицкий. Топографическое описание Симбирского наместничества. 1780 г.

О чувашах.

... В рассуждении чего оным благотворным своим божествам обряды жертвоприношения совершают они не в Кереметях, загородке или мольбище, но на особом месте или в своих домах. А для принесения жертв злым духам посвящают леса.

При начале же их делают подобные квадратной или параллелограмной фигуре деревянные загородки, именуя и их кереметями и каждую загородку того самого кереметя, именем которому она посвящена. Сии загородки имеют длину от запада к востоку от 40 до 60 сажен, а в ширину от полночи к полудню от 30 до 40 и 50 сажен со входом от запада.

Близ оного, считая от западной стороны направо, отступя от загородки к востоку сажень, сделано некоторое здание, имеющее к западу, полуночи и полудню три только стены, а внутри лавка. В нем приготовляют они в жертву приносимых животных и едят. Впереди оного, в некотором расстоянии, сделан жертвенник, подобный столу, имеющий длину от полуночи к полудню 1 1 /2 сажени и ширину от запада к востоку 1 1 /2 аршина с четырьмя столбами.

На сей жертвенник, поставляют они приготовление в жертву приносимых животных мяса. Впереди оного, к востоку, в загородке и за нею посвященный кереметю лес.

Из коего в загородке на деревьях вешают они снятые с принесённых в жертву лошадей: кожи, оставляя при ней гривы, хвосты и по колени ноги, кои расправляют и обращают

-351-

головами к востоку. А под древо ставят ящик, в который у чуваш родится младенец или выдают замуж девку, кладут деньги в почесть Кереметя, называемого Мамаля.

По обе стороны от жертвенника сделаны из шестов, положенных на столбах, отводины. Чуваши воображают, что на жертвеннике во время жертвоприношения присутствует тот самый бог, которому приносится жертва, а на отводинах его фамилия.

По обе стороне жертвенника сделаны разные требища. На коих с закалыванных в жертву приносимых животных снимаются кожи, вынимаются внутренности и разбираются на части.

Сии загородки, жертвенники и прочие к жертвоприношению служащие требища и орудия не починиваются до того времени, покуда совсем не придут в ветхость. И тогда жрец, называемый на их языке Мачаур, вновь сам по своему расположению строит, но подобно обыкновенно, старые ж сжигает.

У чуваш жертвоприношения совершаются богу вышнему или небесному двоякие:

1-е. Собрание народа в поле.

2-е. Дома, а также и в разные времена года, из коих весною и в начале лета, перед яровой и паровой пашнями бывают с нижеследующею церемониею. Приведя на место жертвоприношения, которое обыкновенно учреждается вне кереметя, в некотором от него расстоянии, белую лошадь по собрании обоего пола народа и детей, начинает играть музыка.

- 352-

В то время по распоряжению жреца, имеющего не себе белую одежду исполняющие свою чреду люди колют лошадь, вынимают из неё внутренность, разбирают на части и варят. Народ, восклицая громогласно, Сирлах, Сирлах, значит спаси или помилуй. И из них старики, окружая приносимую жертву, а женщины и обоего пола молодые люди в некотором отдалении в такт музыке прыгают.

По приготовлении жертвоприносимого и по расстановлении в два ряда блюд жрец, проходя между ними, считает, а после приказывает разрезать изготовленное на части, кладет из них по одной в каждое блюдо сам и наливая по ковшику отвару, отпускает.

Народ, разделясь на партии, садится. И молодые обоего пола люди сквозь плетёные из мелко разделенных лычек кончики целуются.

Напоследок оставшееся на месте жертвоприношения едят. Кости ж и некоторые части мяса кладут на огонь, завалив их дровами. И когда случится движение воздуха, и на них ветром подует дым, тогда себе вменяют оное за особое благоволение небес, ибо представляют они, будто в то время сквозь дым видят некое чудесное явление в виде великого исполина в белых одеждах и сединами украшенного, которого голова касается небес, а ноги земли